00:00, 14 марта 2008 года

«Культур много – Россия одна» - такая конференция прошла в Ипатово

Поздновато мы сообразили, что нельзя терять свои корни, нельзя перечеркнуть историю – кто не помнит прошлого, тот волей-неволей переживет его заново. Престижно стало ныне создавать генеалогические древа, можно даже самому сильно не стараться – по Интернету вам вырастят такой «баобаб», какой позволяет ваш кошелек.

А вот в татарской семье Измайловых из аула Малый Барханчак на моду эту смотрят с чувством собственного достоинства. Потому что дедовские традиции хранят здесь давно.

Еще в 1788 году предки их поселились в ауле, оттуда и пошел род Измайловых. Подробная история рода описана с конца XIX века. Есть подлинные документы, знаки воинской доблести, предметы быта, которым уже больше сотни лет. На почетном месте в доме – самовар, из которого предки пили чай еще до революции.

Каких только кровей не намешано в их роду – есть украинцы, грузины, туркмены, карачаевцы – культура и традиции других национальностей вовсе не затерялись, а обновили быт татарской семьи, дали ей новые знания.

Нынешнее поколение Измайловых – почти сплошь учителя. В школе аула работают супруги Рафик, Бибигуль и их дочь Люция. Кстати, еще до войны их дед и прадед Мусафар Шабанов преподавал в местной школе, потом ушел на фронт, защищал Сталинград, 12 боевых наград заслужил. Кто, как не учитель, может лучше воздействовать на подрастающее поколение – тем более личным примером. Глядя на домашний музей Измайловых, пытаются отыскать свои корни и другие семьи.

Ведется эта работа в районном масштабе. По словам представителя администрации Ипатовского муниципального района Дмитрия Жихарева, во всех селах созданы этнические советы, поддерживающие народные традиции. В районе с населением в 66 тысяч человек представлено более 20 национальностей, и распрей на межэтнической почве, к счастью, не случалось.

Большие надежды возлагаются и на возрождение казачества, где в рамки закона возведена народная мудрость: «Поперед батьки в пекло не лезь». Те же казаки, когда в селе Октябрьском горячие кавказские джигиты однажды приехали на танцы … с битами, не дали разгореться баталиям и чуть ли не на другой день создали народную дружину. И, скорее, даже не для усмирения приезжих, а для поддержания порядка в селе. Вооружены они одними лишь повязками, да еще правом голоса – возможностью рассказать о провинившемся во всеуслышание. Подростки теперь не ходят по улице с пивом и сигаретой. И не матерятся – по крайней мере при взрослых.

Кстати, на ипатовской конференции речь шла и о сквернословии. Учащийся Вадим Хомуха из 22-й школы, на базе которой проходила конференция, даже эссе на эту тему подготовил. Сам он никогда бранных слов не употребляет, потому что в семье у них это не принято. Зато принято на некоторых телеканалах, и это вводит в заблуждение юных зрителей. Между тем говорят, что, когда человек матерится, от него отлетает ангел. Только ярый атеист умышленно пойдет на такой эксперимент – кому хочется ради черного словца бросить вызов судьбе? Присутствовавшие в зале священнослужители порадовались, насколько серьезно участвуют в разговоре молодые люди.

Наверное, кому-то очень выгодно представить Россию, ее молодежь людьми бездуховными, не знающими своей истории, способными только согласно рекламе «брать от жизни все», или еще хуже того – сплошными ворами, наркоманами, насильниками. Церковь озабочена тем, каким вырастет нынешнее поколение. В конце февраля в Москве прошел 12-й Всемирный русский народный собор, собор детей и молодежи «Будущие поколения – национальное достояние России».

- Несомненно, это одно из важнейших общественно-политических и культурных событий 2008 года, - говорит председатель отдела по делам молодежи Ставропольской и Владикавказской епархии Андрей Мороз, - впервые на таком уровне и в такой аудитории (четыре с половиной тысячи участников из пяти – это дети и молодежь) обсуждалась проблема связи поколений. Патриарх, обращаясь к молодым, призвал их помнить, что именно им «вручается судьба страны и народа».

Вопросы религии, философии, русской культуры, семьи не могли оставить равнодушными никого. Церковь уверена, что школа сегодня должна как никогда ратовать за сохранение семейных ценностей.

Гость ипатовского мероприятия протоиерей Игорь Подоситников поделился с аудиторией формулой долгой и счастливой жизни: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле...». Слушатели оказались подкованными: «Да это же из Священного писания!». Еще десять лет назад такая эрудированность была вряд ли возможна. Впрочем, молодежь теперь уже не стесняется ходить в церковь по праздникам или перед экзаменом – вот и этот день начался с посещения строящегося в Ипатово храма. Благочинный церквей Светлоградского округа протоиерей Иоанн Лещина отслужил для них молебен – чтобы день был полезен и удачен, чтобы души молодые на созидание настроились, разумно о будущем мыслили и говорили.

Судя по тому, какую выставку подготовили к конференции ребята, культурными традициями они интересуются. Старинные фотографии из семейных архивов, творческие работы на христианские темы, образцы народного песенного искусства, обрядовые сцены – все это было представлено в ходе конференции. Школьный литературный театр показал отрывок из пушкинских «Цыган», детский сад из села Октябрьского вышел на сцену с бойкими колядками, а ансамбль народных наигрышей «Журавушка» исполнил на балалайках, деревянных ложках, трещотках не только русские народные песни, но даже зажигательную лезгинку. Речь на встрече хоть и шла о культуре России, но ее узор соткан талантами не только Пушкина, Достоевского, Шаляпина и Руслановой, разве можно представить его без творчества Расула Гамзатова или Кайсына Кулиева?

А более всего заинтересовал слушателей доцент кафедры культурологии и библиотековедения СГУ Анатолий Дуров. В университете разработана программа изучения региональных культур, и в скором времени планируется открытие в нескольких городах края филиалов СГУ – это существенный стимул для тех ребят, кто видит себя в будущем хранителем культурных традиций.

Ипатовский район

«Лезгинка под балалайку»
Газета «Ставропольская правда»
14 марта 2008 года