00:00, 7 марта 2008 года

Фотографии Алексея Жигайлова в альбоме «Дорога к дому»

Причисляют его к землякам также соседи-кубанцы, поскольку школу он заканчивал в станице Передовой Краснодарского края. А по сути земляками Алексея Николаевича являются жители самых разных регионов необъятной страны по имени СССР, потому что долгие годы он вел свою собственную - изобразительную - летопись жизни, работая фотокорреспондентом АПН по Сибири, Северному Кавказу, потом - газеты «Правда», журнала «Сельская новь», газеты «Известия», ТАСС... На примере его всегда интересных работ издательство представляет едва ли не целую эпоху фотожурналистики.

Есть у журналистов такое выражение - жажда сенсации. Сегодня эта жажда порой переходит границы дозволенного элементарной порядочностью, пытаясь любой ценой «схватить» читателя, удивить его, а то и напугать во что бы то ни стало. Но основная масса великих и скромных тружеников фотокамеры живет хорошей, по-настоящему творческой жаждой удачного кадра, способного как в капле воды отразить ту или иную частичку многоликого, сложного, то прекрасного, а то и ужасного бытия. В этой славной когорте творческих работяг заметное место занимает Алексей Жигайлов, на счету которого не просто сотни репортажей, но и немало без преувеличения уникальных, ставших сегодня достоянием истории кадров. Кстати, и сам он тоже - достояние истории, например, Московского госуниверситета, где в далеком 1964 году стал первым в стране журналистом, защитившим диплом по теме «От фотоинформации - к фотоочерку». А тема эта, собственно, оказалась определяющей, сквозной в его биографии. И нередко, глядя на тот или иной снимок А. Жигайлова, невозможно провести грань: где заканчивается сиюминутная информация и начинается философская глубина очерка. Эмоциональный заряд присущ практически всем работам мастера, даже если в кадре некий абсолютно бессюжетный момент. У него вы не увидите ни одного «равнодушного» пейзажа, я уж не говорю о людях и ситуациях. И, как верный признак истинного творчества, каждый снимок альбома, сколько бы лет назад он ни создавался, несет ощущение непрерывного, только что (!) запечатленного биения жизни.

Непритязательны, а то и просто суховаты названия представленных в альбоме серий. Кто-то может даже усмотреть в этих названиях его величество штамп - «Земля», «Хлеб», «Жизнь страны», «Дорога к храму», «Братья наши меньшие», «Удивительное рядом»... Но за внешней простотой - высокий смысл, обретенный в повседневном «всматривании» в жизнь. Замечателен цикл «Сибирские ученые», сегодня это уже своего рода документ, с вполне реальными персонажами, где что ни имя - то светило и величина, будь то Аганбегян, Марчук или Окладников. А тема казачества стала для Жигайлова вообще особенно близкой, и в этих снимках - широчайшая гамма чувств: светлая ностальгия, восхищение, ликование, любование своими героями. Это даже не снимки, а художественные полотна, пусть и не кистью живописца писаные. Не случайно благодарные казаки по-своему ответили на его творчество: в 2004 году Алексею Жигайлову присвоен чин войскового старшины Союза казаков России. А земляки-кубанцы сделали его почетным гражданином Отрадненского района. Теперь вот и земляки-ставропольцы стараниями издательства «Снег» тоже отметили заслуги этого неутомимого, поистине одержимого «светлой жаждой кадра» художника с фотоаппаратом в руках.

Кажется, нет ни одной стороны жизни человека, мимо которой бы прошел Жигайлов. Тут и повседневность милых его сердцу селян, и поэзия искренне (не по идеологической указке!) воспеваемого труда - будь то фабричный цех, хлебное поле или научная лаборатория, - и непридуманная красота то важных, а то будничных моментов - от беспечно хохочущих пацанов до взволнованной пары новобрачных.... Не хочется говорить штампами, но есть «штампы» настолько точные, ничем не заменимые, что без них порой не обойтись: к этому альбому, по-моему, как нельзя лучше подходит известное определение - энциклопедия жизни. Именно всеохватность и мощная смысловая наполненность жигайловских кадров позволяет говорить так. Даже название книги несет в себе этот отпечаток простоты и глубины одновременно. Почему «Дорога к дому»? Вроде бы ответ очевиден. И все же не так прост, как кажется. Поскольку понятия Родины, запечатленной на снимках, и Дома, как символа рода, как надежного пристанища души, для Жигайлова неразделимы. Он говорит с нами о Родине, рассказывая о доме. И мы вместе с ним словно листаем наш семейный альбом. И вспоминаем мгновения общей биографии, вглядываясь в неповторимую улыбку Гагарина, удивляясь неожиданно непомпезному генсеку Брежневу, заново узнаем полузабытого европейского гиганта де Голля, любуемся великолепием научно-технического чуда - птицеподобного красавца экраноплана «Орленок», грустнеем на страницах серии «Прощай, оружие», а вскоре вновь улыбаемся выразительным «физиономиям» всегда прекрасных представителей «братьев меньших». А потом долго молчим, рассматривая «Спаса Нерукотворного» на одной из скал Нижнего Архыза - непостижимый кадр, где профессионального мастерства столько же, сколько и очистительного духовного экстаза от встречи со святыней...

«...они очень говорящие, эти жигайловские снимки. Они многое могут рассказать не только о том и тех, что на них, но и о сделавшем их мастере. Каждая страница фотоальбома «Дорога к дому» - еще один штрих к портрету его самого, светлого, искреннего человека, изобретательного и остроумного, способного видеть и сопереживать, бескомпромиссно и честно влюбленного в свою большую и малую Родину», - эти строки из вступительной статьи к фотоальбому написаны тогда деканом, а ныне - президентом факультета журналистики МГУ профессором Ясеном Засурским. Декан, давно ставший легендой российской высшей школы, явно гордится одним из самых успешных своих выпускников, тоже по-своему легендарным. Давайте и мы будем гордиться тоже не чужим для нас художником, радуясь возможности доброй встречи, подаренной нам издателями.

«Светлая жажда кадра»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2008 года