00:00, 1 марта 2008 года

Отсрочки от службы в армии для священнослужителей отменены

Это решение вызвало определенный общественный резонанс. Самая острая полемика разгорелась в православных кругах. Дело в том, что указ сводит на нет ряд внутренних устоев церкви, например, прямой запрет для священников на исполнение воинских обязанностей и ношение оружия, о чем говорится в 83-м апостольском правиле. Вряд ли у новоиспеченных солдат будет и возможность соблюдать посты, в том числе по средам и пятницам.

Возникает определенный казус. С одной стороны, подобный шаг направлен на упорядочение предоставления гражданам отсрочек в связи с сокращением срока службы. С другой – у православной церкви может возникнуть кадровый голод.

- Отмена отсрочек от призыва на армейскую службу для священнослужителей, безусловно, создаст проблемы, - говорит архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. - Например, в Ставропольской епархии сегодня немного священников и диаконов в возрасте до 27 лет, не служивших в армии. С другой стороны, мы открываем по просьбам верующих более двадцати новых приходов ежегодно, и лишних священнослужителей у нас нет. Забирая десять человек, армия их и не заметит, зато без духовного окормления останутся десятки тысяч людей. Этот вопрос уже обсуждался на встрече епископата Русской православной церкви с Владимиром Путиным, в которой участвовал и я. Когда подняли вопрос о призыве семинаристов, президент отметил, что призыв нескольких сот студентов семинарий и академий ситуацию не исправит. Еще более серьезная проблема заключается в том, что священнослужитель не может быть солдатом. Таково правило церкви, существующее уже две тысячи лет. Пастырь должен оставаться пастырем всегда и везде, и от этих обязательств ничто его не может освободить. Можно быть священником и на фронте, и войсковым священником, но не брать в руки оружие, не надевать форму и так далее. Службу в армии нужно проходить в качестве капеллана, как это практикуется во многих современных армиях, как это было в России до 1917 года. Думаю, что выход из сложившейся ситуации обязательно будет найден в ходе консультаций священноначалия и руководства государства.

Обеспокоены сложившейся ситуацией и представители мусульманских общин, которые в таком случае могут тоже недосчитаться в своих мечетях духовных служителей. Как вариант, их места могут занять те, кто обучался за пределами России. Кроме того, руководитель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил-Хаджи Бердыев, считает, что необходимо приравнять клерикальные учебные заведения к статусу государственных, чтобы их учащимся предосталяли такую же отсрочку от армии, как и студентам иных вузов страны.

Кстати, пока духовенство ждет от властей решения возникших проблем, в армии уже трудятся более двух тысяч священников, которые вместе с солдатами делят все тяготы, сопровождают военных в горячих точках, выполняя свой долг и не получая за это от государства ни копейки.

В Московском патриархате считают, что институт военного духовенства поможет снизить число суицидов в Российской армии. По данным Минобороны, в прошлом году в Вооруженных силах страны небоевые потери составили 410 человек, более половины из них покончили с собой. Присутствие же священника дает возможность солдату обратиться к нему за поддержкой, выговориться и, в конечном счете, избежать необдуманных действий. Тем более что у военных священников уже сейчас накоплен большой опыт предотвращения самоубийств и помощи военнослужащим в кризисных ситуациях.

В общем, как будут развиваться события – покажет время. Пока же, по словам военного комиссара Ставрополя полковника Сергея Гайдукова, городской военкомат уже в ближайшее время начнет призывать священнослужителей на срочную службу.

«С верой в душе и автоматом наперевес»
Газета «Ставропольская правда»
1 марта 2008 года