00:00, 1 марта 2008 года

Кто вы такие? О чем вы поете?..

После церемонии министр культуры уже в своем кабинете каждого тепло поздравил лично. А затем долго и с удовольствием рассказывал коллегам о центре традиционной русской культуры, который в маленьком виноградарском поселке создала Людмила Васильевна, и о ее уникальном коллективе. Этнографический ансамбль «Некрасовские казаки» к тому времени выступал с концертами не только по стране, но и побывал за границей.

В этом году коллективу исполняется тридцать лет. Многие солисты уже в достаточно преклонном возрасте, кого-то нет в живых, а Людмила Васильевна (так уж случилось) оказалась сегодня совсем на другом житейском перекрестке. Недавно в разговоре призналась: «Без слез не могу слушать казачьи песни, ведь поют они, как живут – ладно, с душой, а главное – с верой…». Трудно упрекнуть в излишней эмоциональности человека, посвятившего любимому делу три десятка лет своей жизни.

Однажды, вспоминает Людмила Васильевна, прочла замечательную фразу: «Характер артиста зависит от ролей, которые он сыграл, ведь персонажи обязательно оставляют на нем свои отпечатки». В ее душе глубокий след оставила уникальная культура казаков-некрасовцев, изучением которой она занималась долгие годы. Остается только удивляться, как ей удалось, не имея вовсе никакой записывающей аппаратуры, собрать богатейшее духовное наследие. Обыкновенные ученические тетрадки и человеческая память хранят неповторимые образцы фольклора.

Первая встреча

В поселок Новокумский Л. Евдокимова приехала в августе 1973 года. К тому времени в местном Доме культуры «осиротели» три танцевальных коллектива. Нового специалиста, выпускницу режиссерско-хорового отделения Ставрополь-ского культпросветучилища, здесь встретили тепло и радушно. Предложили квартиру и вселили надежду: «У тебя все получится».

Обжилась, присмотрелась к людям. За молоком ходила к Никулушкиным. У Ивана Яковлевича и Меланьи Тарасьевны было девять детей, а по воскресеньям еще и многочисленная родня собиралась. Пели что-то совсем незнакомое. Однажды осмелилась спросить: «Кто ж вы такие и о чем поете?».

В ответ услышала историю об атамане Игнате Некрасове, о том, как увел он свое войско с Дона на Кубань, как противостояли игнат-казаки царизму, да оказались в Турции, на чужбине.

- А у вас про это песни есть?

- Есть.

- Спойте!

Прослушав песню, осталась в полном недоумении – ни одного слова не могла разобрать! «Давайте попробуем расшифровать,» - попросила она. И вот что получилось: «А тебе, царю-шельме, не за что, через тебя иду во неволюшку, во неволюшку, во туретчину. Умирать буду, я и там умру. Если жив буду, я опять приду на Кубань-реку»...

От слов - к делу

Прошло целых пять лет, как Людмила Евдокимова «прописалась» в Новокумском ДК. Стала совсем своей. Тогда и высказала давно зревшую идею: «Создать бы ансамбль казаков-некрасовцев…». Ну а инициатива, как известно, наказуема. Тем более что вскоре пришло сообщение о фестивале народного творчества, куда нужно было представить коллектив. Людмила Васильевна срочно разыскала священника Успенского храма Кондрата Иосифовича Шкодрина.

- Благословите создать ансамбль из ваших казаков?

- А щаво жа? Создавайтя!

Матрена Ефремовна Никулушкина вспоминает: «Пришла Людмила прямо на виноградник, где мы работали. Посадила всех полукругом и каждого попросила что-нибудь спеть. Договорилась с директором совхоза, чтобы он после обеда отпускал на репетиции». Проблем с этим никогда не было, ведь Ивану Порфирьевичу Панкину самому давно полюбилась старинная песня.

Программу выступления подготовили за... три дня! На районном отборочном конкурсе ансамбль занял второе место. В край должны были послать победителей, но решили иначе: «Некрасовские казаки» - уникальный коллектив, и грех не показать его большой публике».

Отправили ансамбль за счет совхоза. Когда в Ставрополе увидели новокумцев, не могли скрыть удивления: «Кто вы? Откуда такие костюмы?». Отвечали: «В семнадцатом веке на Дону их носили!».

Возвращались домой в звании лауреата. А через год упорных репетиций, работы над репертуаром фольклорно-этнографическому ансамблю «Некрасовские казаки» было уже присвоено звание народного. «Много она с нами помучалась, чтобы убедить выйти на сцену, - вспоминает солистка Анна Трофимовна Чернышева. - А потом и всему миру нас показала».

Корни обнаружились!

Их первые гастроли за пределами края проходили в Ростове в 1979 году. Но рекламы тогда коллективу никто не сделал, и зрителей было немного. Зато, побывав в колхозе «Красный Октябрь», пообщавшись с местными жителями, некрасовцы сделали приятное открытие – здесь говорят на понятном для них диалекте. «Это и есть наша настоящая родина, на Дону наши корни».

Состоялось и первое знакомство с учеными-фольклористами, которых потом приезжало каждый год видимо-невидимо. Впрочем, песенный коллектив создавался не в погоне за славой, а для того, чтобы показать образцы уникальной культуры, чтобы привлечь к ней внимание исполнением старых казацких песен на языке, о котором помнят разве что в исторических музеях или церковных приходах. А потому встречи с учеными были желанными и даже необходимыми.

В начале 80-х на Ставрополье побывала научная экспедиция из Москвы. Вскоре коллектив пригласили принять участие в большом концерте на сцене Московской консерватории. Потом были поездки на всероссийские фестивали в Новосибирск и Ленинград. В 1988 году – Московский международный фестиваль. В 1994-м выступали в Турции – так через много лет довелось вновь увидеть оставленные места «второй родины».

На следующий год коллектив уже ждали в далекой Америке. В Вашингтоне в том же 1995 году был выпущен лазерный диск песен казаков -некрасовцев.

Мечта сбылась…

Творческие способности Евдокимовой оказались неисчерпаемы, а жизненной энергии хватило не только на создание двух уникальных коллективов – взрослого и детского «Некрасовские казачата». Последний был образован в 1989 году и тоже имеет звание народного, дважды становился лауреатом международных конкурсов духовных песнопений. В 1992 году сбылась ее мечта о создании Центра традиционной русской культуры. Теперь в нем проходили репетиции, открылись музей и мастерская по изготовлению сувениров – речь идет о знаменитой уже на весь мир некрасовской кукле. Авторская идея принадлежит опять же Л. Евдокимовой.

Поселок стал настоящим местом паломничества ученых, искусствоведов, любителей старины. И все единодушно восхищались талантом Людмилы Васильевны, бескорыстной преданностью делу.

Давняя дружба связывает ее с заведующей кафедрой искусств Ставропольского госуниверситета, заслуженным работником культуры РФ, руководителем фольклорных ансамблей «Лада» и «Радуница» Лилией Якоби. Впервые та приехала в Новокумский студенткой Саратовского университета, посвятила изучению фольклора казаков-некрасовцев свою дипломную работу. А сегодня Лилия Александровна своим студентам рассказывает об удивительном духовном наследии русской культуры, которую удалось сохранить благодаря энтузиазму Людмилы Евдокимовой.

- Постичь необычное творчество казаков-некрасовцев дано не каждому, - сказала мне в беседе Л. Якоби. - Людмила Васильевна Евдокимова - уникальный человек. На таких держится вся наша культура. Я горжусь этим знакомством, ведь на Ставрополье она – единственная, кто обладает таким неповторимым творческим багажом...

Два года назад на базе Центра традиционной русской культуры был образован Новокумский филиал краевого музея изобразительных искусств. В нем многое преобразилось: сделан ремонт, обновлены экспозиции, сюда пришли работать молодые сотрудники. Так сложилось, что Людмила Васильевна осталась в стороне от этих перемен, в один миг почувствовав себя здесь... лишней. Как заметила одна из бывших участниц ансамбля Татьяна Тимофеевна Елесютикова: «В ней будто искорка погасла». Но своему опыту и знаниям применение Евдокимова все же нашла: теперь сотрудники Левокумского отделения Сбербанка с удовольствием выступают в казачьих традициях – их ансамбль «Марьюшка» не раз становился лауреатом, имеет звание народного. А нереализованной энергии в Людмиле Васильевне так много, что хочется пожелать одного – чтобы никогда не гасла ее творческая искорка.

Левокумский район