00:00, 29 февраля 2008 года

В Ставропольском цирке заканчиваются гастроли цирка Воробьева

Многие жители края смогли полюбоваться этим удивительным сплавом мастерства и искусства. И получить массу незабываемых эмоций – не зря же эта программа называется «На грани экстрима». Режиссер-постановщик Виталий Воробьев – народный артист России, действительный академик Российской академии циркового искусства, который почти сорок лет занимается акробатикой, дрессирует медведей, – дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Ставропольской правды».

- Виталий Филиппович, во многом эта программа отличается от предыдущих выступлений вашего коллектива?

- Что значит отличается? Цирк ведь живое искусство, он постоянно видоизменяется. И ни одно представление не похоже на другое. (Убедилась в этом сама, дважды посмотрев программу. – В.А.). Мы постоянно в поиске, движении. Коллектив существует с 1999 года, и практически каждый день появляется что-то новое. Но что-то успеваем приготовить, что-то – нет. Честно сказать, очень выбивают из ритма зарубежные гастроли: Китай, Япония, Америка, Турция, Франция...

- А в Ставрополе впервые?

- Нет, мы у вас уже в третий раз. Но были давно – пять лет назад. Из Ставрополя тогда уезжали в Баку. Но нынче это уже, как говорят, совсем другая программа.

- Безумно симпатичны ваши медведи. Кажется, что многие трюки они выполняют лучше людей – летают под куполом, балансируют на цилиндрах и ездят на велосипедах и байках. Сколько у вас четвероногих артистов?

- Кстати сказать, это не медведи, а медведицы – больше люблю девочек. Раньше были и мальчики, но выяснилось, что моноколлектив более продуктивен. Всего артисток семь, но на арене работают пятеро. Вы знаете, я счастлив. Они такие ласковые, талантливые. Впрочем, это, кажется, свойство всех женщин? Хотя зимой все животные становятся агрессивнее. Лохматым зимой бы спать, а мы им так или иначе ритм ломаем. Но они все разные. Лиза – солистка, мастерски делает все трюки. Юля – ветеран, ей двадцать четыре года. К ней надо с уважением относиться. Еще есть Даша, Галя, Ира. Катя и Майя пока не выступают.

- А чем вы их угощаете и поощряете во время выступления?

- Просто печеньем.

- Ваши четвероногие артистки выступают голышом. Почему? Где яркие юбочки, шляпки, другие наряды, которые обычно придают номерам с животными особую прелесть?

- И у нас так раньше было. Потом возмутились «зеленые»: мол, наряды – это издевательство над животными. Вот и раздели.

- Зато маникюром медведицы блистают, как светские красавицы.

- А почему бы и нет? Артист – всегда артист! Я, когда слышу протесты «защитников животных», задаюсь вопросом: где лучше для животного – в цирке или в природе? В цирке он напоен, накормлен, занимается делом, которое – да, да! - приносит ему удовольствие. Говорят, они ограничены в свободе. А нужна ли им эта свобода?

- В нынешней программе - много отличных номеров, например, дрессированные кошки, с которыми выступает ваша супруга - заслуженная артистка России Любовь Воробьева. Вы, кстати, в курсе, что некоторые специалисты утверждают, что номер лучше, чем у знаменитого Куклачева?

- В курсе, в курсе...

- Но в программе и каскад других выступлений, которые получили высочайшую оценку от всемирно признанных грандов циркового искусства. Не так давно в Китае на ХI Международном фестивале-конкурсе циркового искусства, в котором участвовали 200 мастеров манежа из 15 стран мира, «Русские качели» цирка VITALI получили Серебряного льва. Это большой успех, как вы оцениваете?

- Это не успех, не удача, а результат огромнейшей работы всего коллектива, и особенно тех, кто делает этот номер – «Праздник Ярилы». Конечно, приятно, что все восемь членов жюри отметили наших акробатов на качелях как самых сильных в мире. Эти же слова можно отнести и к тем артистам, которые выступают на «Американском колесе».

- Конечно, дух захватывает, когда на огромной крутящейся махине не только ходят, ездят и бегают, но и выполняют акробатические трюки. А почему аппарат такой формы – будто гантеля с колесами-противовесами?

- А это колесо такое по природе. Сам аппарат мы увидели в Латинской Америке. Но там люди в нем больше похожи на белок в колесе, а не на артистов. И там номер настроен на раскачивание нервов зрителей – кто-то постоянно срывается вниз, падает. Все не по-настоящему. Скучно. Мы сделали свой вариант «Американского колеса». Он сложнее – для исполнения трюков требуются мастерское владение телом, слаженность. Как вы видели, и сам аппарат у нас прозрачный. Все, кажется, на виду у зрителей. Но аттракцион еще и очень опасный. А вот это от зрителей скрыто.

- Цирк VITALI, цирк Воробьева – так называют вашу программу. Кроме супруги, кто из близких еще работает в цирке?

- Да никто. Дочь одно время выступала. Сейчас она креативный директор Первого канала. Работала над созданием таких проектов, как «Турецкий гамбит», «Ночной дозор», «Дневной дозор». Но все участники нашей сегодняшней программы – мои воспитанники. Дети они или не дети? Я очень доволен своим коллективом. Он, кстати, весьма молод: участникам – от 18 до 25 лет. Особые надежды возлагаю на Анастасию Яковлеву. Она ведущая артистка труппы. Участвует почти во всех номерах. И некоторые – просто эксклюзивны. Так что программа «На грани экстрима» цирка VITALI действительно потрясающее зрелище.

«Больше люблю девочек, или Простые тайны академика»
Газета «Ставропольская правда»
29 февраля 2008 года