00:00, 21 февраля 2008 года

«Анна Марли. Стихия песни: из истории русского зарубежья». Презентация книги в Кисловодске

День презентации книги совпал с другой знаменательной датой: самой «Благодати» исполнилось 17 лет. В этой связи заместитель руководителя администрации КМВ Сергей Гринев сообщил, что по решению международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» театр-музей «Благодать» и его бессменный руководитель Валентина Имтосими стали лауреатами конкурса «Национальное достояние – 2007». Он вручил Валентине Петровне почетную ленту, орден «Честь и польза», а также комплект книг о Кавказских Минеральных Водах.

Новой яркой страницей в истории этого необычного очага культуры стало открытие два года назад музейного зала имени Анны Марли и создание на его основе единственного в стране «Театра русской эмиграции». И вот очередное неординарное событие.

На презентацию роскошного подарочного издания, выпущенного во Владикавказском издательстве «Олимп», Валентина Имтосими и ее коллеги из «Благодати» пригласили как людей, непосредственно готовивших книгу к изданию и известных деятелей культуры, так и тех, кому посчастливилось лично общаться с Анной Марли. Из США приехал доктор исторических и экономических наук, профессор университета «Джонсон и Уэйлс» Александр Портнягин, из Франции – актеры театра «Комеди Франсез» Вероника и Анатолий Переверзевы, а также почитательница творчества Анны Марли Елена Дорина.

Судьба Анны Бетулинской-Смирновой (артистический псевдоним - Марли) сама по себе достойна романа. В ее генеалогическом древе есть такие великие люди, как поэт Михаил Лермонтов, казачий генерал Матвей Платов, министр-реформатор Петр Столыпин, философ Николай Бердяев, художник Дмитрий Стеллецкий. К русской крови Анны Бетулинской примешана кровь древнего греческого рода Алфераки. Дед Анны Юрьевны по материн-ской линии Михаил Николаевич Алфераки служил камергером двора Его Императорского Величества Николая II. В Таганроге, где с середины XVIII века обосновался род Алфераки, в фамильном дворце этих известных меценатов, политических и общественных деятелей открыт музей. Его директор – Галина Крупницкая – также приехала на презентацию книги об Анне Марли.

Родилась Аня в Петрограде в 1917 году. Спустя год отца – бывшего служащего Сената Юрия Бетулинского – расстреляли чекисты. В 1919 году его вдова Мария Михайловна с двумя малолетними дочерьми и их няней, новгородской крестьянкой Наташей, бежала через Финляндию в Англию, а в 1921 году обосновалась на юге Франции в русской колонии Ментона. Жили бедно, трудно, но в семье говорили только по-русски и постоянно внушали детям, что они русские. Это чувство причастности к России, в которой она прожила всего-то один год, Анна Смирнова-Марли пронесла через всю свою яркую долгую жизнь.

- Многие русские эмигранты в США часто вспоминают Россию, - отметил Александр Портнягин. – Но говорят по-разному. Даже дети бывших крупных советских руководителей, оказавшись за океаном, зачастую льют грязь на свое Отечество. Что касается Анны Марли, то она ни разу ни одного плохого слова не сказала о своей Родине, которая так жестоко обошлась с ее родными и близкими.

Аня Бетулинская получила прекрасное образование в школе для русских детей-сирот «Александрино», которую организовал во Франции Великий князь Андрей Владимирович. И не только по общеобразовательным дисциплинам. Жгучая брюнетка с великолепной фигурой подавала большие надежды в хореографии. Не случайно сама легендарная прима русского балета Матильда Кшесинская взялась заниматься с молоденькой эмигранткой. В 17 лет Анна с «Русским балетом Парижа» уже отправилась в гастроли по Европе. И уже тогда она пела под гитару песни собственного сочинения. И тоже имела успех. В конце концов Бетулинская оставила балет, целиком посвятив себя шансону. За свою долгую творческую жизнь Анна Марли сочинила и исполнила более 300 песен.

- Но даже если бы она написала только один «Марш партизан», который стал гимном французского Сопротивления, ее имя осталось бы в истории, - подчеркнула Валентина Имтосими.

И действительно, когда артисты театра-музея «Благодать» исполняли «Марш партизан», мороз шел по коже.

Любопытна история создания этой одной из самых известных патриотических песен минувшего века. В войну Анна Марли выступала с концертами в различных воинских частях в Англии. И вот однажды, ожидая выхода на импровизированную сцену на одной из военно-морских баз, Анна прочитала в газете репортаж о том, как сражаются партизаны в лесах под Смоленском. Буквально тут же родилась проникновенная мелодия, а к ней и русский текст. К сожалению, до русских партизан эта песня так и не дошла. Зато мелодию подхватили, сочинив свой текст, бойцы французского Сопротивления. А вскоре и сама Анна Марли примкнула к движению генерала Шарля де Голля.

За цикл песен Сопротивления Анна Марли была удостоена ордена Почетного легиона и ордена Заслуги. В 2000 году на торжествах в честь 60-летия призыва генерала де Голля к сопротивлению именно Анне Юрьевне доверили зажечь Вечный огонь у парижской Триумфальной арки. Именем Анны Марли названы парк в предместье Парижа, культурный центр в городе Сен-Жан-де-ля-Рюэль и музыкальная школа в городе Отен.

И после войны жизнь Анны Марли была чрезвычайно яркой и насыщенной. Со своей гитарой она исколесила почти весь свет. В Бразилии встретила и полюбила инженера Юрия Смирнова. Их счастливый брак продолжался 52 года. Жили в Чили, в Аргентине, затем обосновались на юге США.

Вероника и Анатолий Переверзевы с Анной Марли познакомились в марте 1997 года на блинах у князя Бориса Голицына. Там бывшие киевляне выступали с вокальным номером на стихи Николая Рубцова. Об Анне Марли они, разумеется, слышали, но никогда ее не встречали. И вдруг в толпе гостей увидели царственную женщину в чалме. Анне Юрьевне Вероника и Анатолий тоже приглянулись.

- При следующей встрече она подарила нам ноты, свою книгу «Певец свободы» и сказала: «Надо сделать спектакль». Два года мы обдумывали, и в 2000 году поставили-таки спектакль, - рассказали на вечере в «Благодати» артисты из Парижа. – Премьера шла на русском языке в консерватории имени Рахманинова. Спектакль продолжался четыре с половиной часа. Во второй части Анна Юрьевна вышла на сцену и вместе с нами пела и даже танцевала.

Спектакль об Анне Марли правительство республики признало национальным достоянием Франции, его купила мэрия. А это значит, что постановке уготована весьма долгая жизнь. В «Благодати» Вероника и Анатолий, несмотря на долгий перелет и на то, что после теплого Парижа они в за-снеженном Кисловодске слегка простудились, исполнили несколько песен из своего спектакля, подарив театру-музею афиши и проспекты этой постановки.

После смерти мужа Анна Юрьевна переехала на Аляску, где поселилась в просторном бревенчатом доме. Там-то в феврале 2005 года и встретились с легендой шансона Александр Портнягин и Валентина Имтосими.

- Почему Анна Юрьевна выбрала Аляску? Она всегда стремилась в Россию, а Аляска не только самый близкий к России штат США. Там до сих пор сохранился русский дух, там «Русью пахнет», - пояснил выбор певицы Александр Портнягин.

Узнав от Валентины Имтосими, что в Ставрополе есть академический театр, который носит имя одного из ее далеких родственников, Анна Юрьевна побеседовала по телефону с директором театра драмы имени Лермонтова Евгением Луганским.

- За то короткое время, что мы общались, я понял, какого масштаба эта личность, - вспоминал на вечере в «Благодати» Евгений Луганский. – Меня особенно поразило, насколько просто и с какой теплотой разговаривала эта легендарная женщина.

Через полгода после встречи на Аляске, по приглашению Валентины Имтосими Анна Марли приехала в Кисловодск, где участвовала в открытии музейного зала, посвященного ее жизни и творчеству. На следующий год она собиралась вновь приехать в «город солнца и нарзана» и даже подумывала о том, чтобы остаться здесь навсегда. Валентина Петровна уже и дом ей присмотрела. Но за несколько дней до рейса, 16 февраля 2006 года, Анна Юрьевна скончалась.

…Музейный зал в «Благодати», «Театр русской эмиграции» имени Анны Марли, а теперь и книга, в которой собран огромный материал о жизни певицы, – достойная дань памяти незаурядной женщине, которую еще при жизни окрестили «Русской музой Франции». И если верно, что душа бессмертна, то дух Анны Марли, безусловно, витает в «Благодати».

«Русская муза Франции»
Газета «Ставропольская правда»
21 февраля 2008 года