00:00, 13 февраля 2008 года

Ставропольские героини ток-шоу с Малаховым «Пусть говорят»

Как-то вечером на нее напали подростки и стали мучить, громко ржали, радуясь «потехе». Этот гогот услышал Андрей Горетов, охранник одного из расположенных рядом предприятий. Он отбил девушку у негодяев, напоил чаем, уложил спать. А то, что незнакомка все время молчала, списал на стресс. Лишь утром понял, что гостья не слышит и не говорит, и повел ее в общество глухонемых. Но и это мало что дало – девушка ничего не понимала.

Андрей стал добрым ангелом для Залины. Он сделал все, чтобы найти ее родных. Благодаря питерскому Пятому каналу, рассказавшему о судьбе девушки, удалось-таки установить, кто она и откуда родом. Жительница северной столицы узнала свою бывшую землячку из ставропольского поселка Балковского. А Горетов бросил все и повез свою подопечную к ней домой. Но там не обрадовались, разве что маленькая дочка Залины двух с половиной лет все тянула к маме ручонки. Мать же Залины твердо сказала, что дочь ей не нужна, она не в состоянии ее содержать и защищать, дескать, тут все над ней издеваются, кто-то вот и ребенка «сделал». И женщина написала Андрею расписку, что отказывается от Залины и не против, чтобы он ее увез. Вот так легко отдала дочь чужому человеку.

Этот жуткий случай и обсуждался на ток-шоу у Малахова. Валентина Михайловна смотрела на экран и не верила глазам своим: вот перепуганная Залина, а вот ее мать садится подальше от дочери, словно она прокаженная, и на всю страну отрекается от нее.

Передача давно закончилась, а сердечная боль не утихала. Долго горел свет в окошках небольшого дома в поселке Прикалаусском. «Как же так можно? – терзалась Валентина Михайловна. – Как же можно свое дитя вот так бросить?» Чтобы хоть немного успокоиться, достала фотоальбомы, а их не меньше десятка, и словно в кино поплыла перед глазами своя жизнь.

Вот она идет в первый класс. Было это на ее родине в Карачаево-Черкесии. На 20 учеников восемь национальностей. Именно там она научилась дружить. А это она уже третьеклассница. Семья тогда переехала в Константиновское. Веселая рыжая конопатая девчонка, наивная и доверчивая, где ты теперь?! На этой фотографии она - учащаяся профтехучилища села Московского в окружении подруг. Они до сих пор переписываются и встречаются.

С этой бледной карточки смотрит на нее Саша, Александр – любовь всей ее жизни. В тот год Валя окончила училище и пришла работать в колхоз агрономом. В то же время вернулся из армии тракторист Саша Мальцев. В первый же день увидел, как идет по дороге невысокая худенькая девушка в розовом плаще, волосы вьются по ветру.

- А это что за солнце такое рыжее?! – спросил у товарищей.

- Агрономша новая, - объяснили ему.

Уже через несколько дней Александр стащил у делового рыжего агронома замки от амбара, из которого та выдавала трактористам ядохимикаты. И пока Валентина чуть ли не в слезах их разыскивала, все разъехались по домам. Тогда парень замки вернул и предложил девушке домой ее подвезти. Она «коварный» план знакомства раскусила и ехать категорически отказалась. Гордо шла по дороге, спеша в окутанное предзакатной дымкой село в своем розовом плащике, а он медленно ехал следом. Через несколько километров усталость победила гордость, и они оказались в одной кабине. А скоро сыграли и свадьбу. Когда родился сын, Валентина решила назвать его Сашей, как мужа. Мальчишка рос славным, особых хлопот родителям не доставлял, если и болел, то не больше сверстников. Вот уже и лепетать что-то начал. Гром грянул, когда сынишке исполнился год и два месяца.

Вернувшейся с работы Вале ее мать, присматривающая за внуком, сказала: «Боюсь говорить тебе, дочка, но, по-моему, Саша наш не слышит». Валентина взорвалась: не может быть! Забежала в комнату, где играл сын, и позвала: «Сашенька!» Он не обернулся, и только когда она коснулась его, заулыбался и потянул руки навстречу.

Диагноз врачей прозвучал как приговор: стопроцентная глухота. Как объяснили родителям, причиной стали антибиотики, вернее, аллергическая реакция на них. Валя и ее муж тяжело переживали эту беду. Но они любили друг друга, любили своего сынишку и сделали все, чтобы он не чувствовал себя обделенным.

Сначала маленький Саша ходил в обычный сельский детский сад. Валентина Михайловна всю жизнь вспоминает добрым словом воспитателя Валентину Павловну Брыкалову, которая не просто взяла необычного малыша в группу, но и научила главным на то время для него наукам: пользоваться горшком, кушать самостоятельно. А когда Саньке исполнилось три года, его определили в специализированный детский садик в краевом центре. Как невероятно тяжело давалась разлука с сыном! Мальцевы вряд ли пережили бы ее, но спасла дочка. Муж уговорил Валентину подарить ему второго ребенка: «Пусть будет дочка, горошинка наша». Светланке всегда шили платьица в горошину, и красивей девчушки не было!

Мальцевы, несмотря ни на что, были удивительно счастливой семьей. Шли годы, но нежности и любви меньше не становилось. Валентина порой сама себе завидовала, и только одно омрачало жизнь: брат и невестка пьянствовали, их четверо детей росли трава травой. Валя о них заботилась, кормила, поила, обстирывала, пытаясь в то же время облагородить опустившихся родственников, била в набат, ходила в сельскую администрацию, даже письмо в «Ставропольскую правду» писала, но все тщетно.

В конце концов горе-родителей лишили их прав. И встал вопрос: куда же детей? Старшей, Светлане, только исполнилось 16, Денису – 14, Маше – 10, а Мише – восемь лет. Валентина и думать не хотела о том, чтобы отдать племянников в детский дом. А вот муж колебался: своих двое и еще четверых на плечи взвалить? Он впервые не соглашался с женой. Ночь они спорили, а утром, хлопнув дверью, Александр ушел на работу, а Валентина со слезами пошла на автостанцию – надо было ехать в суд. Что делать, не знала. Понимала, что Саша-старший прав, тяжело будет с такой оравой (за окнами стоял 1996-й), ой как тяжело, но и мысль о том, что родные племянники по казенным домам скитаться будут, больно ранила. Короче говоря, стояла, рыдала и вдруг услышала рокот знакомого мотора. Александр подъехал к жене, открыл дверцу, улыбнулся: «Не плачь, Валюша. Хочешь, бери племяшей. Не пропадем!»

Вот так стали они многодетными. Жили, как говорится, в тесноте, да не в обиде. А через девять месяцев муж скоропостижно умер. Валентина после двадцати лет счастья вдруг осталась одна. Земля ушла из-под ног, а синее небо словно опустилось и давило, давило, не давая дышать. Ей легче было бы не жить, но дети крепко держали на этом свете, она была так нужна им, особенно Саше, который тяжело переживал смерть отца. Уводя сына от хмурых мыслей, Валентина Михайловна возрождалась сама. Немного позже она даже встретила человека и вышла за него замуж. Но брак продлился недолго. В память о нем осталась у нее фамилия – Рементова, а еще чувство благодарности к мужчине, который поддержал как мог.

Мама Валя переносила все, ни в любви, ни в заботе дети нужды не знали. Денису она даже купила дом, пока тот служил в армии, капитально его отремонтировала. Односельчане удивлялись только: чудная, не на своих детей, а на племянника разорилась.

Она и впрямь необычная. В хрупком теле очень сильный дух! В 46 лет рискнула резко повернуть жизнь: продала дом в Константиновском и перебралась в Прикалаусский с Сашей и Мишей, остальные ее дети уже жили самостоятельно, дочь Светлана – в том же поселке, на соседней улице. У Валентины Михайловны есть внучка Ангелина, замечательный зять, часто гостят у нее Маша с семьей, Денис. Мишу она проводила в армию. И вот только со старшей племянницей, которую, как и родную дочь, зовут Светланой, доброго родства не получается.

В Прикалаусском и маму, и Сашу Мальцева полюбили и быстро признали за своих. В первую очередь за трудолюбие, дружелюбность. На работу они с сыном устроились в сельскую администрацию рабочими по благоустройству. Круглый год наводили в поселке порядок, и там, где годами не убиралось, вдруг засверкало чистотой. А какие цветники разбили! Правда, не так давно по состоянию здоровья Валентина Михайловна вынуждена была уйти с работы, а Александр по-прежнему трудится, и ничего, кроме благодарности, в его адрес мать не слышит.

Часы давно пробили полночь, а Валентина Михайловна все перекладывала фотографии, думала о судьбе детей, о внуках, но образ девушки с экрана вновь и вновь вставал перед глазами. И тогда она достала ручку, лист бумаги и написала письмо Андрею Малахову с единственной просьбой – сообщить адрес Залины. Но вместо ответа раздался телефонный звонок с настойчивым приглашением приехать на передачу.

Валентина Михайловна не была бы сама собой, если бы отказалась. За день собралась, заняла денег и – в дорогу… В Москве их с Александром встретил ассистент из Останкино, и очень скоро они с сыном были в телецентре и в многолюдной, освещенной софитами студии увиделись с Залиной. Валентина Михайловна заметила на ее щеках веснушки, упрямо проступающие через грим, и почему-то четко поняла, что она, эта девочка, не чужая. Преодолевая волнение, женщина села рядом и почувствовала, как доверчиво прильнула та, к которой на встречу она проехала столько километров.

Валентина Михайловна не готовилась к выступлению, но слова, которые сказала, тронули всю страну: «Мы живем небогато. Но любовь, заботу, уютный дом мы с Сашей готовы подарить Залине».

После передачи они разъехались в разные стороны: Александр с мамой вернулись домой, а Залина со своим спасителем Андреем Горетовым – в Ростов для улаживания формальностей.

Новый год они встретили врозь. А буквально десять дней назад долгожданная гостья приехала. Ей понравились поселок, дом, но больше всего она рада встрече с Сашей, мамой Валей, которой привезла в подарок простенькое колечко.

- Дети, как голубки, - улыбается Валентина Михайловна, - он учит ее языку жестов, вместе книги читают, телевизор смотрят. Глаза радостью так и светятся! Одно тревожит: Залина по дочке тоскует, фотографии ее по дому расставила. Думаю, обживемся, заберем малышку к себе. Свадьбу молодым сыграем, а там, даст Бог, они еще одного внука мне подарят. Знаете, о чем мечтаю? Вырастить его лет до пяти, чтобы мог стать отцу с матерью проводником в большой мир. Тогда буду считать свой родительский долг выполненным…

А пока маленькая, но сильная женщина отогревает израненное сердечко такой же маленькой, но еще юной и совсем несмелой. И забота эта уже дает свои первые ростки. Залина хорошо рисует. но обычно она изображала людей только злыми, а недавно нарисовала красивых, улыбающихся юношу и девушку. Они обнимаются и счастливы. Валентина Михайловна сразу узнала на рисунке саму художницу и своего сына.

Лариса ПАВЛОВСКАЯ
«Зло здесь не рисуют»
Газета «Ставропольская правда»
13 февраля 2008 года