00:00, 8 февраля 2008 года

Реабилитировать казачьего генерала Краснова?

- Владимир Павлович, так кто же инициировал вопрос о реабилитации повешенного в 1947 году генерала? Насколько известно, до сих пор эта тема не выносилась на общественное обсуждение.

- Знаете, с моими литературными героями я пережил войну, попытался заглянуть в их мятежные души, крайне болезненно воспринял трагедию Петра Николаевича Краснова и, признаюсь, откровенно удивлен таким поворотом дел. Реабилитация? Краснову? Но он в ней не нуждается... Может быть, она необходима тем, кто стоит за его исторической спиной: зарубежным казачьим фондам, обратившимся с этим предложением к руководству Всевеликого войска донского. Но лично я усматриваю здесь некую политическую акцию...

- Однако, что означает «не нуждается»? Так чист и невиновен? Или же, напротив, «виновен и весьма»?

- Петр Краснов - настолько серьезная и сложная фигура, что говорить о нем однозначно, знаете ли, не получится...

- Но давайте познакомимся с генералом поближе и восстановим события интересующего нас времени.

- Военачальник, писатель, историк. Принадлежал к знаменитому роду, известному на Дону и в России своими военными и литературными традициями. Детство и юность провел в Петербурге, получив прекрасное воспитание и образование. Числился казаком станицы Вешенской, часто бывал на Дону. Уже в раннем творчестве Краснов заявил о себе как защитник монархии, государственного и христианского домостроительства. За исключительную храбрость в боях Русско-японской, Первой мировой войны был награжден Золотым оружием, орденом св. Георгия IV степени, другими боевыми наградами... После Октябрьской революции выступил против советской власти.

- Если не ошибаюсь, в 1918 году Краснов был избран атаманом Всевеликого войска донского и...

- ... поднял донских казаков на «национальную народную войну» против большевиков. В своей политике ориентировался на помощь Германии, собственно, был германофилом. После поражения Донской армии и разногласий с командованием Добровольческой армии подал в отставку, жил в Берлине, Париже, занимался литературной и политической деятельностью, сотрудничал с великим князем Николаем Николаевичем, монархическими организациями.

- Нередко Краснова ассоциируют с другим казачьим генералом Шкуро, который имел дело с гестапо, СС и т. д.

- Множество фактов попросту придумано, передернуто, извращено. Начало войны против Советского Союза Краснов воспринял крайне сдержанно, он не был гражданином СССР, с 1936 года проживал в Германии, был широко известен как писатель и историк. Его роман «С нами Бог» высоко оценил Бунин.

- И все-таки мы не можем уйти от главного вопроса: было ли сотрудничество с немцами?

- В 1942 году к Петру Краснову явился некто по фамилии Сюсюкин, который, кстати, выведен и у меня в романе. Не будем забывать, что генералу было 73 года и главной целью его жизни стала идея возрождения казачества. И вот этот Сюсюкин, тонко играя на струнах его души, откровенно вводит в заблуждение, сообщая об освобождении Дона и дарованной «свыше» возможности организовать Донское правительство и независимую Донскую республику. Эти факты Краснов впоследствии подтвердил и на допросах в НКВД. Так, им было написано известное обращение к казакам с призывом о создании казачьего государства.

- Но какой ценой?

- Ценой свержения обидчиков. Краснов занял бескомпромиссную позицию: «Хоть с чертом, но против большевиков!». И это было заблуждение не только Краснова, но и тысяч казаков, переживших геноцид и красный террор. Однако до 31 марта 1944 года никакого военного сотрудничества самого Краснова с немецким руководством не было. Не было его и позже.

- Однако в марте 1944 года он был назначен начальником главного управления казачьих войск при министерстве Розенберга, руководил организацией «Казачий стан».

- Когда была создана 1-я дивизия фон Паннвица в польском городке Млау, атамана Краснова привезли туда едва ли не насильно, надели на него генеральскую казачью форму с немецкими нашивками и предоставили слушать, как казаки присягают Гитлеру, но сам он клятвы не давал, воинскими подразделениями не командовал, ни одного выстрела не совершил. Больше всего его душу терзала судьба брошенных на произвол судьбы девяноста тысяч казаков-беженцев.

- В то же время известно, что французы, к примеру, не побоялись судить Петена за то, что он подписал с немцами мир и стал главой французского государства под эгидой Берлина. Или запретили работу Коко Шанель за то, что она в открытую жила с эсэсовцем, запретили выступать Эдит Пиаф, потому, что та пела немцам. Известно и другое: Павел Милюков, фактически создавший Белое движение, писал в 1943 году: «Отныне вся русская эмиграция должна поддерживать Совет-ский Союз и Сталина, ибо, если мы это не сделаем, мы предадим собственные идеалы времен Гражданской войны»... Месяца два назад эти факты были изложены «Литературной газетой».

- Могу дополнить: когда Мережковский и Гиппиус 24 июня 1941 года послали поздравительную телеграмму Гитлеру, вся русская эмиграция перестала с ними здороваться. Однако сам я не хотел бы присваивать себе роли прокурора или адвоката. В решении подобных вопросов надо выделить три аспекта: исторический, юридический, нравственный. Так вот, убежден, в истории нет ни правых, ни виноватых. Или же - и правы, и виноваты сразу все. В юридическом отношении оценка ситуации вокруг Краснова тоже не безупречна. По Ялтин-скому соглашению 1945 года граждане других стран не могли быть выданы воюющим сторонам. Союзниками-англичанами генерал Краснов обманным путем был выдан.

- Остается нравственная сторона дела. Шла война на уничтожение советского государства и в том числе славянских народов. Можно ли исправлять то, что было сделано в войну, исходя из законов мирного времени?

- Война - это совершенно другой миропорядок. На войне, как на войне. Кто не с нами, тот против нас... В то же время, говоря о нравственной оценке, мы должны понимать - чем ярче личность, тем более трагические ошибки она способна совершить. Но в итоге все сводится к тому, простит или не простит историческую личность народ, какой «приговор» вынесет его коллективная душа? Нельзя забыть о тысячах казаков, воевавших в Красной армии против немцев. Но и о трагедии казачества, о геноциде 1918 года забывать тоже нельзя.

- Да, казачество пострадало, но ведь к началу войны организаторы террора Свердлов и Троцкий попросту перестали существовать. Что же касается пострадавших... Нет в русской истории более потерпевшего сословия, чем русское крестьянство, на костях которого, можно сказать, и стоит Россия. Манифестом императрицы Елизаветы в 1741 году крестьяне были исключены из присяги на верноподданничество, то есть не признавались членами русского общества. Всего за 12 лет в начале ХХ века в России произошли три революции, ставшие истоком нашего трагического разлома, но причины их уходят в глубь веков. Главная из них - социальная и нравственная несправедливость, вступившая в резкое противоречие с нормами христианской морали, которую исповедовало большинство населения России. Оно стало нашим национальным позором. Но разве сейчас это противоречие изжито?

- Поразительно, что об этой исторической несправедливости говорил даже император Николай I, выступая в 1847 году перед депутатами смоленских дворян: «...Не понимаю, каким образом человек сделался у нас вещью... Этому должен быть положен конец».

- Может быть, я не права, но мне не дает покоя мысль, что казачество не воспринимает себя русским народом, скорее - некоей особой нацией. Если это так, вот вам и скрытый очаг сепаратизма, который можно искусно раздуть. Борьба «партнеров» за Кавказ продолжается.

- Перепись населения такие случаи действительно зафиксировала, но не они, конечно же, определяют общее умонастроение казачества. И порукой тому служит, если хотите, генерал Краснов. Он, кстати, мог бы спастись, но, будучи человеком чести, добровольно отправился в Италию, где были сосредоточены беженцы и уцелевшие части немецкой казачьей дивизии. С ними он и предпочел разделить свою судьбу. Но сердце его принадлежало России, которую он мечтал увидеть вновь монархической и православной. Знаток русской истории, Краснов с оптимизмом смотрел в будущее: «Россия воскреснет и станет еще краше, потому что русский народ полон героев...».

P.S. Как стало известно, на прошедшем атаманском круге Всевеликого войска донского от идеи реабилитации генерала Краснова решено отказаться.

«Хоть с чертом...»
Газета «Ставропольская правда»
8 февраля 2008 года