00:00, 26 января 2008 года

Чужой среди чужих

Действует определенная схема. В каждом классе есть лидер, вожак. И есть тот, кого называют «лохом». Вот обычная ситуация из жизни: классный лидер от нечего делать начинает задирать лоха. Со временем конфликт перерастает в затяжные издевательства. Жизнь «жертвы» в пределах школы становится невыносимой. А дальше все зависит от характера человека, который подвергается гонениям. Он может не выдержать, и тогда не исключен трагический финал, а может попытаться защитить себя. Такое происходит во многих школах, хотя вслух об этом обычно не говорят.

Я записала рассказ школьницы, которая на себе испытала издевательства и унижение со стороны одноклассниц. Вот что рассказала девушка, назовем ее Катя:

- В нашем 9-м классе были три основных «мучительницы», среди которых главной считалась Мая. Ее приспешницы Аля и Яна выполняли роль свиты. Сначала с их стороны были «задирки», «наезды». Потом мы стояли с классом возле кабинета физики, и в мою сторону полетели комки бумаги. Затем случай на уроке физкультуры: Мая меня толкнула, я ударилась головой о стену. Я ее толкнула в ответ. После этого все началось всерьез. В классе при всех они били меня, и это было не один раз. В основном издевалась Мая. Сперва я пробовала с ними говорить. Оказалось, что по отдельности все они разные. Аля наедине со мной была общительной, неагрессивной. Яна – уже совсем испорченный человек, ее ничем не проймешь. А Мая – опаснее всех, когда она командовала, подруги боялись ее ослушаться. Я поняла, что если буду сопротивляться, будет еще хуже. Некоторые ребята пробовали за меня заступиться, но все боялись этой «троицы». Классный руководитель тоже ничего не делала, хотя я к ней и обращалась.

А дома до сих пор никто не знает, что со мной тогда было. У меня одна мама, расстраивать ее не хотелось. Я и раньше ходила в школу без особой охоты – просто знала, что надо учиться. А когда начались эти издевательства, я стала чувствовать одно безразличие. Приятно, конечно, получать пятерки, но на оценки мне стало плевать. Уже было понятно, что сразу после девятого класса я отсюда уйду, потому что меня будут унижать и потом. А одному против толпы идти – сумасшествие.

В конце учебного года я перестала ходить на занятия. Решила – только на экзамены приду. Я их быстренько сдавала и уходила. Дома было легче, там я отвлекалась. Пришлось пойти и на выпускной. Как бы я маме объяснила, почему не пошла?

Сейчас я учусь в колледже, там началась новая жизнь. Ко мне относятся как к человеку, уважают. В колледже мне хорошо. А то время я из памяти вычеркнула…

Этот разговор проходил очень напряженно. Было видно, что рассказ дается Кате тяжело. Порой она замолкала, порой говорила не совсем связно. Не знаю, могут ли понять ее те, кто сам таких унижений и одиночества не испытывал. А что если подобным издевательствам, возможно, подвергается и ваш ребенок? Нет? Ладно. А вдруг это он сам и издевается?

Наверное, надо что-то предпринимать. Сами школьники в подобных ситуациях часто бездействуют. В других странах ребенок может обратиться в полицию. Я сомневаюсь, что в нашей милиции к такому обращению отнесутся всерьез. Вы можете сказать, что есть телефоны доверия для подростков. Говорят, что в органах образования в нашем крае есть специальные отделы по защите прав детей. Но Катя об этом ничего не знает, да и я знаю понаслышке.

Елена ТЮРИКОВА