00:00, 25 января 2008 года

Татьянин день в храме

Вот уже два с половиной столетия святая Татиана считается покровительницей российского студенчества - с учреждения в этот день императрицей Елизаветой Московского университета. Первому студенческому храму в Ставрополе (и вообще на Северном Кавказе) - всего два года. И все же даже за столь малый срок он успел стать неотъемлемой частью жизни вуза. Достаточно сказать, что и на всех проводимых богослужениях, как правило, присутствует весь коллектив преподавателей и студентов, и положенные церковные таинства здесь совершаются регулярно - раз в месяц (к причастию, бывает, обращаются до сорока человек, что немало даже для обычного городского прихода), и обряд крещения принимают, и венчаются студенты под сводами своего храма.

Идет последовательное приобщение молодежи к храмовой культуре, что и ставит своей главной задачей настоятель храма, проректор Ставропольской духовной семинарии, кандидат богословия архимандрит Роман Лукин:

- Процесс воцерковления, конечно, индивидуален, длителен и сложен. Здесь найдено решение, оправдавшее себя. Хотя и экспериментальное: на первом этапе богослужения должны присутствовать все, чтобы послушать проповедь, представляющую собой не просто оратор-ское церковное искусство, но всегда - откровение как форму духовно-нравственного воспитания. Любая проповедь в храме полезна, даже для атеиста! Потому что содержит зерна вековой мудрости и добра... А вот после окончания проповеди желающие могут уйти, не дожидаясь службы. Правда, таковых до сих пор не было.

Интересно наблюдать, признается отец Роман, как приходят в храм студенты еще, извините, с жвачкой во рту, с включенными мобильниками, то есть еще в ритме внешней жизни, а потом - ставят свечи, слушают проповедь, молятся о своем благополучии, о своих близких, вспоминают грехи. Конечно, для такой аудитории служба не может быть долгой. Но даже 15 минут молебна удивительным образом преображают. Здесь всё, как и должно быть в действующей церкви, внутренним убранством Татьянинская соответствует всем канонам. Обращает на себя внимание сияющий позолотой иконостас, по-своему уникальный: хотя иконы в нем современного изготовления, но с применением специального эффекта «старения», придающего образам более теплый оттенок и особый колорит. Устроителям церкви не хотелось, чтобы она выглядела уж слишком «новоделом», и получилось удачно. Как и подбиравшаяся достаточно длительное время церковная утварь, например, лампады имеют возраст не менее тридцати лет. Все это находили энтузиасты в антикварных магазинах и частных коллекциях, да и сейчас этот процесс продолжается. Еще пример нарочитого, но не бесполезного «старения»: киоты настенных образов, украшенные в едином стиле с иконостасом - вызолоченными виноградными гроздьями, тоже старинные, потемневшие от времени, в них новые иконы опять-таки обретают более величественный вид. Все это создает желаемую благодатную атмосферу возвращения к духовным истокам, уверен отец настоятель. Очередным шагом на этом пути обещает стать задуманная роспись стен храма, которую предполагается осуществить уже в ближайшие месяцы. Возможно, к дню Пасхи (нынче она приходится на 28 апреля) на стенах студенческой церкви можно будет увидеть изображения сцен из жития святой Татианы... Есть у студенческого храма и свои дарители. Как известно, православный храм немыслим без распятия. И вот один ставропольский священник, побывавший здесь, так проникся его идеей, что уже на другой день привез в дар распятие.

Кстати, у подножия распятия нельзя не заметить живописную груду камней. Это не простые камни, поясняют студенты. Их они привезли минувшим летом из паломнической поездки на знаменитые Соловецкие острова. Группа преподавателей, аспирантов и студентов - всего 16 человек - посетила святые в истории России места, а побывав на многострадальной Соловецкой голгофе, решили паломники привезти с собою несколько этих камней, пропитанных кровью мучеников. Трудно пересказать словами всю мощь и гамму чувств, испытанных там. Начиная с встретившей их тройной радуги на небе как чудесного знамения,и завершая простым трудом на монастырском поле - по традиции паломникам поручается то или иное послушание. Словом, впечатление поистине неизъяснимое. Благодать там такая, что начинало казаться: весь остальной мир уже просто не существует. Говорят, один студент даже хотел было совсем остаться в монастыре, да мама отговорила кое-как.

- Нам было не просто интересно, там прикасаешься сердцем к непростой истории народа, по-особому ощущаешь свою связь с этой историей, - говорит третьекурсник отделения прикладной информатики в экономике Геннадий Городецкий. - Конечно, нельзя заставить человека принять веру, она должна приходить, через понимание того, кто мы есть, что мы живем в православной России. У каждого это происходит по-своему.

Такие путешествия стали в вузе традиционными. Как продолжение храмовой деятельности при вузе организован Паломнический центр. Успели побывать у многих святынь Кавказа и России. Ни в коем случае эти поездки нельзя приравнивать к туристическим экскурсиям, говорит отец Роман. Они наполнены и освящены большой духовной работой всех участников. Так было и нынче на Крещение, когда все заранее готовились свершить обряд купания в богоявленской «иордани». Девушки даже пошили специальные белоснежные рубахи... А теперь в планах студентов вуза - посещение еще одного исторического места России - острова Валаам. Значит, нужно успеть побольше узнать о нем, почитать литературу.

Главная икона вузовского храма, - конечно, образ святой Татианы. Вот она справа от иконостаса на видном, доступном месте. Святая Татиана из ранних христианских мучениц - жила в lll веке, выросла в интеллигентной высокообразованной семье. Не испугавшись гонений со стороны язычников-императоров, она сознательно пошла на страдание и смерть ради веры Христовой - это был глубоко продуманный шаг. Казалось бы, что может связывать современную «продвинутую», раскованную молодежь с этой легендарной историей, которой уже много веков? В нашем компьютерном веке не воспринимается ли она как что-то очень далекое, архаичное? Пожалуй, что и нет. Тут стоит согласиться с мнением архимандрита Романа:

- Молодежи во все времена было свойственно тяготение к героическому. И худо было бы не использовать это устремление, чтобы поддержать и направить в нужное русло.

С появлением храма и развитием православно-просветительской деятельности в вузе изменились студенты. В них, отмечают преподаватели, появилась какая-то особенная сосредоточенность. Хотя поначалу даже среди преподавателей были мнения неоднозначные: как? церковь в вузе? да еще рядом со спортзалом? А теперь ребята после тренировки идут в храм помолиться о спортивных достижениях, и не только... Храм открыт в течение дня, здесь есть дежурный, и всегда можно зайти, поставить свечу, благо запас их постоянно пополняется.

Разумеется, прав студент Городецкий: нельзя сразу всех сделать верующими. Те же преподаватели - люди, выросшие совсем в другую эпоху... Загнать в церковь просто невозможно. Да мы и не ставим такой задачи, как бы продолжая мысль настоятеля, говорит ректор ИДНК Татьяна Ледович. Русская православная культура давно и прочно признана государствообразующей. Все, что есть в православном храме, - духовное достояние русского народа. Не знать этого любому российскому интеллигенту (а нынешний студент - будущий интеллигент) просто некрасиво. Прикосновение к храмовой культуре может только обогащать человека!

Действительно, плохо ли узнать больше, например, о церковных праздниках, наполненных столь богатым содержанием? Что называется «при полном аншлаге» в институте за месяц до Рождества после храмового богослужения проводится мастер-класс по пению колядок. Сколько интересного рассказывают своим светским сверстникам студенты регентского отделения Духовной семинарии! Нынче распечатанные тексты колядок разошлись мгновенно, пришлось дополнительный тираж допечатывать! Зарождается и своя театральная православная студия - поставлена первая литературно-музыкальная композиция, причем инициатива шла от самих студентов, проявивших и таланты, и вдохновение. Главный акцент сделали на тему дружбы народов, уместив ее идею в рождественскую сценку: волхвы были разных национальностей - грузин, армянин, карачаевец. Языком танцев своих народов они выражали эмоциональное содержание праздника, и вышло очень естественно, без натяжки. Как и сама повседневность института, собравшего ребят из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Дагестана, есть студенты - армяне и грузины, и каждому дорога в храм открыта, независимо от исповедуемой веры.

В студенческом храме становится традицией отмечать в Пасхальную неделю День православной молодежи Ставрополья. Перед этим совместно с городской администрацией проводится творческий конкурс «Светлый ангел» по нескольким номинациям. А сегодняшний престольный праздник храма - День святой Татианы начнется с торжественного богослужения с участием многих служителей епархии. После чего пройдет уже во второй раз фестиваль студенческих хоров пяти учебных заведений Ставрополя, в репертуаре которых не только духовная, но и народная музыка. А еще в этот день все студентки с именем Татьяна смогут исповедаться и причаститься...

* * *

Зарождался храм Татианы, собственно говоря, с небольшой молельной комнаты рядом с кабинетом ректора. Теперь ректор по имени Татьяна является ктитором вузовской церкви, постоянным его попечителем и одновременно активной прихожанкой. С интересом присматриваются к ее опыту коллеги-ректоры других вузов: умный, прогрессивно мыслящий руководитель не может не видеть, какие здесь заложены полезные, гармоничные формы нравственного воспитания молодежи.

«О чем молится студент?»
Газета «Ставропольская правда»
25 января 2008 года