00:00, 16 января 2008 года

Откуда взялось на дорогах столько нарушителей?

А как люди ответственно подходили к ритуалу получения прав! Месяцами штудировали книжки с правилами. Колесили с отцом или дедом по полям и проселочным дорогам. И попробуй чуть притопить газ, моментально схлопочешь отцовского леща так, что голова неделю гудеть будет, а отлучение от таинств вождения будет отложено для тебя на долгие-долгие месяцы. На сдачу прав шли как на Первомай, с гвоздичкой в петлице. В случае удачного получения заветных «корочек» гуляли всем двором неделю. До руля же допускались еще не раньше месяца. Одному выехать за пределы двора разрешалось лишь через полгода. Ритуал!

А как дорожили своими транспортными средствами! Оно и понятно. Очередь на машину двигалась медленнее, чем на жилплощадь. В ход шло все, от конфет и коньяка до билетов в цирк и театр. И вот неприступная очередь становилась на пару человек ближе. Советскому человеку было ясно, за что он перевыполняет план. Наконец, в руки счастливчика попадала та самая квитанция на получение автомобиля. И он брал трехдневный отпуск и ехал в Ижевск, Горький или в Куйбышевскую область, город-мечту Тольятти. Там, прямо с конвейера в руки счастливого автовладельца попадал свежепахнущий краской и резиной, блестящий обводом фар и бамперами, отражающий солнечных зайчиков зеркалами и стеклами «полет инженерной мысли».

Гнал счастливчик домой свою «ласточку» бережно и осторожно. Высшим наслаждением было для советского человека въехать в Свой двор на Своей машине. Поставить ее прямо напротив окон, а через час уже бережно натирать ее до блеска на глазах всех соседей. Процедура купания машины в мыльной воде становится для новоиспеченного автовладельца основным и каждо-дневным ритуалом на ближайшие два месяца. По ночам, гордый от своей значимости, человек штудирует толстую книжку, которую ему выдали на автозаводе вместе с машиной и ключами от нее.

Однажды, собравшись с мыслями и набравшись смелости, на глазах у все еще завидующих соседей, он лезет под капот. Проверяет уровень масла, чистит свечи, откручивает крышку радиатора, стучит пальцем по карбюратору. Тут же он становится негласным членом клуба таких же счастливчиков. Долгие вечера они коротают в гаражах, споря и делясь опытом. Партии в домино становятся более интересными и пролетают куда быстрее за разговорами о двигателях, колесах, кузовах. Ну а несчастным пешеходам только и остается, что молча двигать свои доминошные кости и скрипеть зубами, а по ночам слушать причитания супруги о том, что она вышла замуж за неудачника, и вы-считывать в уме, когда же подойдет его очередь.

Так все и было!

А сейчас что? Кто объяснит, откуда взялось на наших дорогах столько безобразных водителей? Всего-то за какие-то десять-пятнадцать лет. Это как же надо было так постараться? К примеру, едешь ты в пробке, еле-еле движешься, так ведь найдется обязательно кто-то, перестраивающийся без конца прямо перед твоим носом из ряда в ряд. Только покажется, что он уже уехал, так он каким-то чудом оказывается позади тебя. Начинает дальним светом моргать, сигналить, втискиваться в плотный поток.

Эх, да что тут говорить! О современной ситуации на дороге каждый из нас, будь то пешеход, водитель или сотрудник автоинспекции, не понаслышке знает.

Что же с нами случилось, почему?

Максим Дацко
«Что с нами случилось?»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2008 года