00:00, 16 января 2008 года

Борис Булгаков: аварийность на дорогах Ставрополья растет

Кто главные виновники аварий? По чьей вине гибнут люди? На эти и другие вопросы корреспонденту «СП» ответил начальник УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Борис Булгаков.

- Борис Федорович, чем можно объяснить, что, несмотря на все усилия, аварийность на дорогах все растет и растет?

- Причин много. Это прежде всего низкий уровень транспортной дисциплины участников дорожного движения: несоблюдение скоростного режима и выбора скорости, соответствующих дорожным условиям, очередности проезда, правилам проезда через пешеходные переходы, выезд на встречную полосу. Основные виновники аварий - лихачи и любители ездить под градусом. Если первая категория водителей частенько забывает про правила поведения на дороге, потому что спешит или тешит себя надеждой на безнаказанность, вторые просто не успевают отреагировать на смену обстановки на дороге. За истекший год подразделениями ГИБДД пресечено 810393 нарушения Правил дорожного движения. Если учесть, что в крае зарегистрировано 704242 обладателя действующего водительского удостоверения, путем нехитрых арифметических вычислений выясняется, что почти каждый из них совершил по нарушению. Были выявлены 12612 человек, управлявших машиной в состоянии опьянения. Невысока и профессиональная подготовка тех, кто сидит за рулем. Например, житель Ставрополя, имеющий небольшой стаж вождения, умудрился дважды за неполные две недели стать виновником двух ДТП, в результате которых пострадали четыре человека. Оставляет желать лучшего и состояние дорожных сетей, в общем, негатива целый букет.

- И что противопоставляет ему госавтоинспекция?

- Мер и форм реагирования много. Ведь основная задача работников ГИБДД обеспечивать безопасность на дороге, а не наказывать за опасность. К примеру, установлен почасовой график маневрирования в течение смены каждого наряда ДПС на своем маршруте патрулирования, введена практика «адресной» профилактики безопасности дорожного движения, то есть работа нарядов ДПС по пресечению нарушений ПДД. Техническое оснащение наших служб благодаря заботе руководства милицейского главка края и лично начальника ГУВД Н. Гончарова находится на достаточно высоком уровне: в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» приобретено 452 прибора для измерения скорости «Беркут-Виза», 46 автомобилей «Ниссан-Алмера», которые распределены по территориальным ОГИБДД. Кроме того, семь контрольных постов милиции (КПМ) оборудованы аппаратно-программными комплексами «Поток», считывающими регистрационные знаки автомобилей и идентифицирующими их по розыскным базам ПЭВМ. Приобретены приборы Регула-7505 «Зоркий», которые позволяют за минуты проверить подлинность маркировочных обозначений узлов и агрегатов авто, комплекты экспресс-анализа взрывчатых веществ «Вираж-ВВ». Именно с помощью «Виража» в Курском районе на КПМ села Русского был выявлен один из участников совершения терактов в Ингушетии.

Тем не менее оперативная обстановка на территории края остается напряженной. Поэтому одним из первых заслонов на пути преступности остаются КПМы, где проводятся тщательный досмотр транспортных средств, проверки граждан и автомобилей по всем имеющимся базам данных. И это приносит свои результаты: в 2007 году на КПМ края выявлены 900 автомашин и 1793 лица, находящихся в розыске, изъято 493 единицы огнестрельного оружия, два взрывных устройства, свыше 20 килограммов наркотических средств, раскрыто 769 преступлений. Например, в Нефтекумском районе сотрудники КПМ остановили для досмотра машину, в которой обнаружили автомат АКМ с глушителем и два пистолета – оказалось, что пассажиры ехали в Левокумский район для совершения преступления. А в Минераловодском районе на КПМ села Левокумка у пассажира ВАЗ был изъят килограмм наркотического вещества.

- Аварийность на пассажирском транспорте еще одна головная боль для края...

- В минувшем году на Ставрополье произошло 175 ДТП с участием пассажирского транспорта, в которых 30 человек погибли и 266 получили ранения. Наиболее аварийные в этом плане города Ставрополь, Пятигорск, Георгиевск. По вине водителей автобусов и маршрутных такси произошло 72 аварии, что на 15 процентов меньше, чем в 2006 году. Это снижение в определенной мере результат того, что в прошлом году нами был осуществлен ряд комплексных мероприятий: проведены профилактические операции «Газель», «Автобус», «Курорт-2007», целенаправленные рейды, во время которых сотрудники госавтоинспекции проверяли не только техническое состояние пассажирского транспорта в автопредприятиях, но и проводили масштабную профилактическую работу с руководителями АТП, водителями, техническим персоналом.

Но, конечно, говорить об идеальном результате пока рано: к сожалению, до многих водителей пассажирского транспорта, да и до руководителей автопредприятий просто не доходит, насколько важно соблюдать все требования по безопасности пассажирских перевозок. Это наглядно показала операция «Автобус». Она проходила в два этапа по 10 дней каждый. Вот результаты первого этапа: было выявлено 8172 нарушения ПДД, 1122 нарушения правил перевозки людей, выявлено 2386 неисправных единиц автотранспорта. По результатам первого этапа операции были привлечены к административной ответственности 235 должностных лиц автотранспортных предприятий.

Буквально через несколько недель мы провели второй этап, и как оказалось – многие пассажироперевозчики не сделали для себя никаких выводов: 8305 нарушений ПДД, 1112 нарушений правил перевозки людей, 2225 неисправных машин. И снова пришлось нам привлекать к ответственности 237 должностных лиц.

- На придирчивость госавтоинспекции водители пассажирского транспорта жалуются едва не в один голос – мол, придираются к любой мелочи, работать не дают. А посему транспорт простаивает, люди не могут вовремя уехать и т. д. Не перегибаете ли вы палку во время проверок?

- Мы проводим проверки не по своей прихоти, а строго в соответствии с законодательством. Конечно, никому не нравится, когда его работу проверяют, но, поверьте, без контроля тут не обойтись – слишком часто пассажироперевозчики идут на заведомый риск, «играя» людскими жизнями в погоне за прибылью. В автотранспортных предприятиях организация труда оставляет желать лучшего: многие водители игнорируют обязательные предрейсовый и послерейсовый техосмотры машин, медосмотры водителей проводятся формально: порой, судя по записям в журналах, врач предприятия затрачивает по одной минуте на осмотр водителя. А это значит, что никакой проверки состояния здоровья человека, которому предстоит целый день возить людей, просто не проводилось. Это подтверждает и тот факт, что во время операции «Автобус» нашими сотрудниками были сняты с линий 26 водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Не соблюдается и режим отдыха водителей – люди работают сверх установленной нормы, чтобы заработок был посущественнее. Забывая при этом, что ответственность за людские жизни у того, кто сидит за рулем «газели», ничуть не меньше, чем у летчика авиалайнера.

К сожалению, у госавтоинспекции нет жестких рычагов воздействия на нерадивых перевозчиков потому, что в стране нет закона о пассажирских перевозках, а те правила, которые были введены еще в 1982 году, сами понимаете, безнадежно устарели и практически не действуют. Несомненно, положительно повлияет на состояние аварийности ужесточение системы штрафов – по нашим наблюдениям с тех пор, как за непристегнутый ремень безопасности штраф возрос до 500 рублей, практически сто процентов водителей и пассажиров передних сидений авто стали ездить пристегнутыми.

- Как известно, человеческий фактор – не единственная причина аварий, зачастую ДТП – следствие разбитых дорог. Что делает УГИБДД края для искоренения одной из извечных российских бед?

- Вы правы. Совершению каждого четвертого ДТП в крае сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. Всего же «бездорожных» автоаварий, в которых погибли 110 и ранены 964 человека, зарегистрировано 732. Госавтоинспекцией за нарушение дорожно-коммунальными, железнодорожными и прочими организациями правил ремонта и содержания дорог оштрафовано 609 должностных и 9 юридических лиц, за повреждение и загрязнение дорог, улиц, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения к ответственности привлечены 1248 граждан.

- И тем не менее только силами ГИБДД, похоже, эту проблему не решить.

- Конечно, здесь необходимы совместные действия всех органов, учреждений и властей. К примеру, всем известно, что краевой центр буквально задыхается от перенасыщения улиц транспортом, дефицита проезжих частей, пропускной способности дорог, отсутствия мест для парковки. Решение этой проблемы – в организации реконструкции улично-дорожной сети, расширении дорог, создании парковок. На все эти проблемы мы неоднократно указывали городским властям, однако они предпочитают отделываться формальными отписками. К примеру, для разгрузки центра города были совместно намечены семь участков для обустройства парковок, однако на сегодняшний день почти все эти участки уже почему-то отданы под совсем другие объекты: кафе, клубы, магазины...

- Вопрос из разряда неприятных – о должностных проступках среди личного состава.

- Естественно, мы получаем жалобы на действия своих сотрудников от граждан. Каждое такое обращение обязательно регистрируется, по заявлению проводится служебная проверка и, если факты подтверждаются, виновные наказываются вплоть до увольнения из рядов органов внутренних дел. Однако зачастую жалобы оказываются беспочвенными – своеобразная месть нарушителей ПДД. И все же хочется, чтобы люди воспринимали сотрудника госавтоинспекции не как некое карающее лицо, а в первую очередь как человека, который защищает безопасность участников дорожного движения, стараясь сохранить жизнь и здоровье водителей, пассажиров и пешеходов. Пусть даже не самыми гуманными методами. Ведь каждый штраф и протокол – лишнее напоминание о том, что дорога не терпит беспечных.

«Дорога не терпит беспечности»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2008 года