00:00, 12 января 2008 года

Ветеран «Ставропольской правды» Евгений Михалев делится воспоминаниями

При случае ветеран всегда охотно и с удовольствием вспоминает далекие вят-ские края. Там, в таежной деревне, прошло его детство.

- Лучшего уголка природы я не встречал нигде – ни в жизни, ни на полотнах самых выдающихся художников, - говорит Е. Михалев. – Возможно, красота, которая окружала меня и побуждала к творчеству, к тому, чтобы вот взять сейчас карандаш или кисть, да и запечатлеть ее…

- Где я только не рисовал! – смеется Евгений Никандрович, - и на стенах, и на заборах, и в учебниках. За это, конечно, меня, малыша, по головке не гладили. Но, в общем-то, и не отбивали охоты. Может, потому и вырос до художника «Ставропольской правды».

Музыка тоже не могла его не манить. Кто первый парень на деревне? Конечно, гармонист! Кроме того, в доме (а родился Е. Михалев в семье учителей) была фисгармония – клавишный духовой музыкальный инструмент. Освоил также балалайку, гитару, ну и само собой гармонь всех разновидностей и строев, в том числе баян, аккордеон. Это ли не свидетельство его тонкой душевной натуры? Человек, способный воспроизводить музыку, не может не чувствовать того, как прекрасен мир и как замечательна жизнь, которую надо прожить с радостью, «припеваючи», какие бы сюрпризы она ни преподносила. А вы думали, «наши люди» умеют лишь делать одну газету?

Короче говоря, когда проходил службу на Северном флоте, то был он здесь уже, что называется, нарасхват: и в оркестре играл, и «молнии» оформлял… Душа компании! Именно тогда в Североморске, на комсомольской конференции Северного флота, на которой он был делегатом, перед ним впервые открылась перспектива редакционной работы – в газете «На страже Заполярья». Туда его чуть было не забрал участвовавший в конференции контр-адмирал:

- Нам такие парни нужны!

- Нам – тоже, - отстоял «своего» матроса замполит.

На долгую память об этой странице жизни остался у Евгения Никандровича альбом карикатур его любимого художника Бориса Ефимова с автографом: так был премирован подававший надежды юноша за свои старания и мастерство.

…И все-таки пути-дороги – уже в Ставрополе – привели его в газету, причем надолго, навсегда. После Ставропольского госпединститута, который он окончил в 30-летнем возрасте, работая в Ставропольском совнархозе, в центральном бюро технической информации, Е. Михалев активно сотрудничал с краевыми газетами. И закончилось это тем, что вскоре – благодаря тому, что его заметил и оценил ответственный секретарь А. Маяцкий, – Евгений Никандрович перешел в нашу газету, где и проработал художником, заведующим сектором иллюстрации с 1960-го по 1988 год, то есть до выхода на пенсию.

- Какое прекрасное было время! – вспоминает Никандрович (так по-свойски, по-дружески называют его в своем кругу люди старшего поколения). – Какая была полная, насыщенная жизнь! Не люблю громких фраз, но если ты в газете дословно приведешь мои слова о том, что я до сих пор горжусь тем, что связал жизнь со «Ставрополкой», буду только рад, потому что это правда. Обстановка действительно была творческая. И что мне очень нравилось, тогда было сильно развито рабселькоровское движение. О нем, наверное, молодые журналисты сейчас и понятия не имеют. Газеты, я замечаю, живут как-то обособленно друг от друга, замкнуто, не привлекая авторский актив со стороны. А в мои годы без этого было нельзя.

- Моя записная книжка, - продолжает Е. Михалев, - буквально вдоль и поперек была испещрена адресами и телефонами внештатников. Звонил, писал им. Давал задания, подсказывал темы. Для них, фотокоров районных газет и всех, кто присылал в редакцию фотоснимки и рисунки, мы регулярно проводили конференции, семинары – что-то вроде школы передового опыта. Отрабатывали творческие приемы. Поощряли лучших. Вообще приветствовалось уважительное, бережное отношение к начинающим авторам. Если, допустим, возникала накладка и в редакции оказывалось сразу два фотоснимка об одном и том же событии – своего фотокора и внештатного, сомнений не было, какой из них ставить в номер. Конечно, внештатного, даже если он хуже по качеству. Ретушировали, доводили до кондиции… Мне известно, что сейчас «Ставропольская правда» старается возродить сотрудничество с местной печатью. Не знаю, в каких это будет формах, учитывая реалии сегодняшнего дня, но в любом случае приветствую такую инициативу.

Понятно, что и сам Евгений Никандрович, как того требовала газета, изо дня в день занимался своим специфическим делом. Рисовал портреты, пейзажи, плакаты, дружеские шаржи, карикатуры (кроме Б. Ефимова, непревзойденным образцом для подражания всегда были и оставались Кукрыниксы)… Иллюстрация (может, потому, что в «Ставропольской правде» всегда работали художниками по-настоящему творческие люди) никогда не была в загоне, на задворках издания. Тем более что она не только «элемент технического оформления газеты», но и полноправный газетный жанр.

Е. Михалев, как и каждый автор своего произведения, с удовлетворением вспоминает сейчас, какой резонанс вызывали у читателей «СП» те или иные его рисунки. Например, развернув свежий номер газеты и увидев карикатуру на тему низких надоев в животноводстве, от души смеялся сам Горбачев: «Ох, хорошо Женя пропесочил отстающих!»

У художника ежедневной газеты нет времени думать днями-месяцами над важной темой. Девиз тот же самый, что и у репортера: «Срочно в номер!» Острый глаз, фантазия, образное мышление, ну и набитая, конечно, рука – все это включается сразу. Например, полетел в космос Юрий Гагарин. Евгений Никандрович вспоминает, как взбудоражил редакционную планерку влетевший в кабинет редактора с этой новостью - «Товарищи, советский человек в космосе!» - преподаватель физвоспитания, внештатник «СП» Петя Чернов. А в следующем номере читатели уже видели плакат Е. Михалева, посвященный этому событию.

Что-то лучше получалось, что-то хуже. Но все это теперь – летопись истории.

- Я тоже ее создавал как мог, - говорит ветеран. – И этим счастлив.

«Прекрасное было время»
Газета «Ставропольская правда»
12 января 2008 года