00:00, 28 декабря 2007 года

«Форды» гниют от безмолвия власти

Разные точки

Сейчас общий парк пассажирских перевозчиков в крае достигает восьми тысяч автобусов. Около 70 процентов – это «газели». С точки зрения самих перевозчиков, транспорта развелось слишком много – мощная конкуренция мешает каждому из них жить и зарабатывать. Но мы назвали лишь тех, кто имеет договоры и официально осуществляет свою деятельность. А, по некоторым данным, всего на Ставрополье 22 тысячи автобусов, ведь есть еще ведомственные и частные. Тысяч пять из них, по подсчетам специалистов, так называемые «дикие». Их владельцы хоть и имеют лицензии, но не приобрели права заниматься регулярными рейсами. Однако «леваков» всегда можно встретить возле каждого автовокзала и автостанции в любом населенном пункте. И цену за проезд предлагают ниже, и домчать до места назначения обещают быстрее.

С точки же зрения пассажиров, судя по жалобам и заявлениям, на многих маршрутах в городах и селах машин все-таки не хватает. Поэтому министерство промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края вынуждено увеличивать количество перевозчиков. И автобусов, естественно, тоже.

«Мелочь» в восемь миллионов

Для осуществления благородной цели помощи автотранспортным предприятиям министерство собирает от них заявки, дескать, чего и сколько тем нужно. А затем уже почти ежегодно проводятся открытые конкурсы на поставку автомобилей для государственных нужд Ставропольского края. Заказчиком, как правило, выступает минпром СК, а торгами занимается краевой комитет по государственному заказу. На приобретение новой техники из бюджета выделяются немалые деньги.

Последний конкурс (№347/1) состоялся 19 сентября нынешнего года, точнее, в тот день вскрыли конверты с заявками. Предметом государственного контракта явилась поставка 37 автобусов типа «FORD VAN jambo 430 EL» или их аналогов. Максимальная цена контракта составила 46 миллионов 250 тысяч рублей. Однозначным победителем стало ставропольское ООО «ТехПром». Впрочем, это было единственное предприятие, которое комиссия допустила к участию в конкурсе, хотя заявки подавали семь фирм. Всем остальным было отказано.

Вот с этого момента, как говорится, поподробнее. Если смотреть документы, выложенные на сайте комитета по госзаказу, касающиеся конкурса № 347/1, то сразу бросается в глаза, что изначально наименьшую цену контракта предложило ЗАО «УАЗ-Сервис». За транспортную единицу, то есть автобус, фирма предлагала один миллион 30 тысяч рублей (кстати, восемь миллионов можно было бы сэкономить бюджетных денежек). В то время как

«ТехПром» едва ли не самую большую - один миллион 243 тысячи 300 рублей. По логике вещей, в данном случае победитель очевиден. Но конкурсная комиссия решила по-иному. И, понятное дело, у нее нашлись претензии к явному фавориту - «УАЗ-Сервису».

Претензии, как уверены независимые эксперты, к которым мы обратились, просто надуманы. К примеру, заявленные автобусы якобы не отвечают техническим требованиям конкурса, потому как развивают мощность в 115 лошадиных сил при 3,5 тысячи оборотов в минуту, а надо при четырех тысячах. Далее – не указана марка аварийно-вентиляционного люка и вместо отечественной системы отопления «Термокинг» установлена более качественная немецкая «Webasto». И, наконец, «представленное платежное поручение не заверено подписью уполномоченного лица участника и не скреплено печатью». Как нам удалось выяснить, комиссии был предъявлен оригинал платежного поручения из банка, а подписи ставятся на копиях. Кроме того, на счету комитета по госзаказу в это время уже лежали 2,5 миллиона рублей за так называемое обеспечение заявки, перечисленные «УАЗ-Сервисом».

Претензии комиссии тем более странны, что предприятие является постоянным участником таких конкурсов и неизменно выигрывало. Успех ему сопутствовал в немалой степени потому, что «УАЗ-Сервис» является официальным представителем компании «Русские автобусы» в Ставропольском крае и единственным, кто осуществляет реализацию и техническое обеспечение проданной автобусной техники. Возвращаясь к отказам, полученным другими участниками конкурса, увидим, что примерно по аналогичным причинам получило от ворот поворот и ООО «Горячеводск». Остальные же четыре фирмы и вовсе не внесли денежные средства в качестве обеспечения заявки (непонятно, зачем вообще тогда ввязывались в это соревнование?). И только у «ТехПрома», как свидетельствуют документы, все было в полном порядке. Правда, позже стало известно, что победитель поставил те же автобусы, с теми же «зарубленными» комиссией характеристиками, что предлагал «УАЗ-Сервис».

Новая концепция не сработала

Когда же конкурсные страсти улеглись, техника несколькими партиями стала поступать в ГУ «Ставропольавто» - структурное подразделение минпрома СК. Здесь, на стоянке «Трансагентства», что на улице Лермонтова краевого центра, уже почти два месяца, с 8 ноября, гниют под снегом, ветрами и дождем 37 «Фордов». Целый автопарк, который давно уже должен работать для государственных нужд Ставрополья (иначе зачем тогда заявки собирали да бюджетные средства выделяли?). И на охрану которого каждый день тратится по 2,5 тысячи рублей.

В среде автомобилистов по этому поводу имеются различные предположения, но самым упорным является слух о создании якобы нового предприятия. Однако ясность в туманную ситуацию с «фордами» внес министр промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края Андрей Штефан:

- Уже когда шел конкурс, у некоторых людей появилась мысль о том, что в данных условиях покупать автобусы для транспортных предприятий за счет краевого бюджета не совсем разумно. Хоть нуждающихся в технике и немало, но сама концепция проведения таких закупок появилась еще в 2000 году, а сегодня, дескать, положение несколько изменилось и концепция устарела. Поступило предложение не отдавать машины предприятиям на условиях аренды или лизинга, как раньше, а создать краевую транспортную компанию. Это нужно было для того, чтобы она осуществляла перевозки на социально значимых маршрутах, куда частника не привлечешь. Однако идея слишком надолго зависла на всяческих утверждениях и проработках бывшего исполняющего обязанности вице-губернатора Анатолия Воропаева. Причины такой медлительности абсолютно непонятны. Сейчас же обстоятельства меняются, идет интенсивный документооборот, и буквально в ближайшее время мы все автобусы отдадим тем, кто прислал нам заявки.

Игорь ИЛЬИНОВ