Середина второго тысячелетия до новой эры. Египетские фараоны осаждают Сирию и Ливию, а евреи исходят в Палестину; в междуречье Тигра и Евфрата только что возникшая Ассирийская держава подчиняет себе Вавилон; в Элладе легендарные цари Агамемнон, Тезей, Эдип возводят первые укрепленные дворцы, а на месте Рима пока только лачуги пастухов. В это же время в окрестности нынешнего Кисловодска приходит удивительный народ и привносит высокоразвитую кобанскую культуру, которая почти на тысячу лет определяет уклад жизни тогдашнего населения Кавминвод.

О том, чем обогатил недавно завершившийся полевой сезон археологов, изучающих расположенное к югу от Кисловодска поселение «Кабардинка-2», и какой сегодня видится ученым жизнь людей на Кавминводах более трех тысяч лет назад, корреспонденту «СП» рассказал известный кисловодский археолог, а с недавнего времени замдиректора краеведческого музея Сергей Савенко.

Окрестности Кисловодска – кладезь для археологов. На сегодняшний день, как сказал С. Савенко, здесь обнаружено около тысячи археологических памятников разных эпох: от неолита до позднего средневековья. И среди них львиная доля – около 250 – памятники кобанской культуры.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта поговорка как нельзя более уместна, когда речь заходит об открытии кобанской культуры. В 1869 году взбесившаяся горная река смыла часть берега у осетинского села Кобань, обнажив древние погребения, а в них – множество бронзовых изделий. Местный князь показал находки археологам, и те ахнули. В Кобань ринулись экспедиции со всей Европы. Они не только изучали древнее поселение, но и беззастенчиво вывозили все наиболее ценное из «варварской» России в «цивилизованную» Европу. И сегодня в музеях Лондона, Берлина, Вены можно увидеть обширные коллекции бронзовых изделий из окрестностей села Кобань.

Чем же это открытие так поразило западных археологов? Прежде всего своей древностью и географией. Уже тогда было ясно, и последующие исследования это подтвердили, что в середине второго тысячелетия до новой эры в горах Центрального Кавказа внезапно возникла и за очень короткий, по меркам археологов, срок бурно развилась мощная цивилизация. Чтобы как-то объяснить феномен, на Западе выдвинули версию – якобы сюда, в дикие горы, забрели покинувшие далекую родину арии. Но современные ученые считают, и С. Савенко разделяет их точку зрения, что кобанская культура сформировалась на местной основе. Хотя не обошлось без заимствования у народов Закавказья и южно-русских степей.

Развитая культура, передовой хозяйственный уклад и демографический всплеск побудили значительную часть представителей кобанской культуры отправиться на поиски новых земель. Так они оказались на Кавминводах. Но когда состоялся этот исход? Расположенные в Кисловодской котловине памятники кобанской культуры, в том числе и знаменитый комплекс Клин-Яр, однозначно указывали на IX-VII века до новой эры. Но в десяти километрах к югу от города на Кабардинском хребте виднелись разрушенные каменные стены, которые долгое время принимали за руины средневекового пастушьего коша. Таких развалин в наших краях полным – полно. Пока в 2000 году члены кисловодской экспедиции Института археологии Российской академии наук, с которыми активно сотрудничает С. Савенко, не обнаружили на этих развалинах глиняные черепки, характерные для кобанской культуры.

Было сомнение: может, пастухи принесли в летний кош из долины несколько старинных кувшинов? Но стали копать и обнаружили столько битой керамической посуды, что стало ясно: перед учеными крупное поселение кобанской культуры, которое они окрестили «Кабардинка-2». Выходит, пришельцы селились не только в долинах с их более мягким климатом, но и на горных хребтах!

Три года назад к российским археологам присоединилась экспедиция Берлинского археологического института. Вместе им удалось в 2006 году сделать еще одно важное открытие: современные методы анализа костей, древесного угля и других органических останков позволили датировать «Кабардинку-2» не IX-VII, а XIII-XII веками до новой эры. То есть племена кобанской культуры пришли в верховья реки Кума и ее притоков на 400-500 лет раньше, чем считалось в научном мире. Следовательно, горцы Центрального Кавказа не сразу спустились в долины, пояснил С. Савенко, а сначала пошли по горным хребтам, основывая поселения в привычном им ландшафте. И только спустя несколько веков они переместились на равнину.

В этом году – с сентября по ноябрь включительно – российские и немецкие археологи вновь работали в «Кабардинке-2» и раскопали один дом. Но зато какой! Мне приходилось писать о раскопках обширного комплекса «Горное эхо» на окраине Кисловодска. Его датируют VII-VIII веком нашей эры. Так вот, фундаменты домов там два на три, три на четыре метра. А в «Кабардинке-2», которую построили за полторы тысячи лет до «Горного эха», размеры дома – 16 на 12 метров. Только представьте себе помещение площадью в 200 квадратных метров! И таких домов в «Кабардинке – 2» четыре десятка. Следовательно, в поселении обитали около тысячи горцев! В то время в любой части мира такое поселение считалось весьма значительным. А тогдашний Рим рядом с «Кабардинкой-2» выглядел бы захудалой деревушкой.

Примечательны не только сами здания, но и четкий градостроительный план, по которому они возводились. Это овальная площадь, вокруг которой в два-три ряда, соприкасаясь стенами, располагались здания. И только в одном месте оставляли вход в поселение. По обе стороны от этой «горловины» сооружали еще по нескольку построек. На снимках из космоса это выглядит как хвост рыбы. Вот археологи и назвали такой тип поселений кобанской культуры «рыба». И еще, неподалеку от одной «рыбы», как правило, строили другую. Зачем? То ли родственные кланы селились неподалеку, чтобы поддерживать друг друга, то ли, пожив в одной «рыбе», люди перебирались в другую. Это пока загадка.

А вот то, что в «Кабардинке-2» обитало хорошо организованное сообщество – несомненно. Осуществить такой четкий план застройки возможно только при жестком руководстве вождя или какого-то совета племени. Весьма вероятно и то, что между обитателями домов первого внешнего и внутреннего ряда существовала социальная иерархия. Наконец, неподалеку от «Кабардинки-2» обнаружены руины довольно большого четырехугольного здания. Такие же здания есть и возле других поселений кобанской культуры. Практически все археологи согласны – это культовые сооружения. Наверняка носители кобанской культуры обращались в этих святилищах к своим богам. Но как это происходило, неизвестно – святилища еще не раскапывали.

Наверняка в поселениях кипела и хозяйственная деятельность. Но пока достоверно известно только то, что жители занимались скотоводством – обнаружены остатки шерсти домашних животных. Множество керамики, среди которой встречаются изделия высочайшего качества, говорит о том, что в «Кабардинке-2» или ее окрестностях существовало развитое гончарное производство, однако обнаружить его пока что не удалось. Вероятно, процветали и другие ремесла, но их следы еще предстоит отыскать.

На будущий год работы в «Кабардинке-2» продолжатся, заверил Сергей Савенко. Средства на них уже заложены. Что будет дальше, неизвестно. Единственное, о чем можно с уверенностью говорить: на «Кабардинке-2» и других памятниках кобанской культуры еще предстоит совершить множество открытий. Если не нынешнему поколению археологов, то их последователям.