00:00, 4 декабря 2007 года

Ставрополье опять отличилось на выборах

На Ставрополье избирательная кампания, можно сказать, не прекращалась с марта. Долго «переваривали» отголоски недавних выборов в краевую Думу, мирили законодательную власть с исполнительной, дольше всех регионов формировали крайизбирком. Может, поэтому началась кампания как-то вяло. Даже «эсеры», напористо проведшие прошлые выборы, выглядели безынициативными. Все те же приемы, все те же общественные акции. Только ленивый не бросил в них камень за раздачу подарков населению. Хотя главные политические оппоненты из «ЕдРа» тоже пытались задобрить электорат разного рода бесплатными мероприятиями и обещаниями. И врачи по краю ездили, и вакцинацию от гриппа проводили. Однако правоохранительные органы и краевая комиссия во главе с председателем-единороссом (партийная принадлежность имеет значение) традиционно больше пеклись о моральном облике «эсеров» и зафиксировали у них самое большое число нарушений.

А «Справедливая Россия» тем временем по полной использовала, что сделала бы на ее месте любая партия, свое тактическое преимущество - убеждала людей реальными законотворческими возможностями, которыми обладает, создав самую многочисленную фракцию в краевом парламенте. За прошедшее с мартовских выборов время «эсеры» напринимали социальных законов, которые люди действительно ждали: увеличили в три раза детские пособия, учредили звание ветерана труда Ставропольского края, что порадовало почти 100 тысяч пенсионеров, честно оттрубивших не один десяток лет на производстве, облегчили жизнь многодетных семей, детей-сирот и т.д. Несмотря на сопротивление исполнительной власти, «пробили», не остановившись даже перед судебным противостоянием, эти законы и даже вписали в бюджет этого года, заставив работать с 1 октября. В этом запале пошли на жесткую конфронтацию с исполнительной властью, которая вовсе не желала отдавать пальму первенства в раздаче социальных пряников.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что требование отставки губернатора во многом помогло «справедливороссам» выиграть предвыборный марафон в марте. Тогда как «Единая Россия», действуя по шаблону, как и в большинстве российских регионов, назначила губернатора своим «паровозом», причем по настоянию столичных боссов и несмотря на возражения местных партийцев. Когда спохватились, было поздно. Губернатора по итогам выборов из «ЕдРа», конечно, исключили. Но это уже был случай, о котором говорят: после драки кулаками... «Полетела» соответственно и региональная верхушка партии, что тоже было вполне закономерным решением: не справился – освободи место для более энергичных. Понятно было, что теперь «Единая» примется усиленно готовиться к новым, ныне уже состоявшимся выборам, чтобы взять реванш, что и сделала.

Вот минули еще одни, теперь федеральные выборы, а интрига сохраняется. Начиная с марта сетевые СМИ периодически наводняют «паутину» мрачными прогнозами дальнейшей судьбы А.Черногорова, прогневившего руководство «ЕР». Ну теперь-то уж точно, думали тогда многие. И ошиблись. Единороссы не захотели наступать на те же грабли. И в период предвыборной кампании, как и предсказывали многие, ничего не случилось. Как откровенно вы-сказался один из высокопо-ставленных единороссов: губернатор должен «спасибо» сказать лидеру региональных «эсеров» Дмитрию Кузьмину. Отправить главу края в отставку – значит выполнить еще одно предвыборное обещание «Справедливой России». Сегодня это выглядит как индульгенция главе края.

Нынешнюю кампанию «Единая Россия» начала с тяжелой артподготовки. Однажды, еще до начала избирательной кампании, ставропольчане обнаружили в своих почтовых ящиках неизвестные им раньше газеты «Ставропольская вечерка» и «Новое Ставрополье», которые начали «мочить» из всех видов оружия победивших в марте «эсеров» и главным образом их лидеров. В прицел попадали в основном мэр Ставрополя, лидер регионального отделения «СР» Дмитрий Кузьмин и бывший вице-мэр, ныне глава краевого парламента Андрей Уткин. Главный тезис состоял в том, что избранная в марте Дума нелегитимна, несмотря на то, что судебные инстанции всех уровней этого не подтвердили. «Единороссы» поначалу практически копировали кампанию, проведенную в марте «эсерами», - поздравления с праздниками, выездные лаборатории. СМИ-канонада подутихла, когда окончательно сдал все свои полномочия по Ставропольскому краю экс- вице-спикер ГДРФ, а ныне аудитор Счетной палаты РФ Владимир Катренко. Концепция поменялась, когда региональный список правящей партии возглавил чрезвычайный министр Сергей Шойгу, привлекший на свою сторону силовиков. Следом за ним и высадился десант из следователей. А еще «единороссы» заявили, что никакими предвыборными нечистыми технологиями пользоваться не собираются: только хождение в народ, только беседа по душам, только сдержанный рассказ о достижениях «Единой России».

Перелом, безусловно, произошел и после того, как федеральный список партии, и без того имеющей сильные позиции на всем необъятном российском пространстве, возглавил сам президент.

Избирателям главным образом стали предлагать имиджевую газету «Единая Россия», где критика противников присутствовала, но почти информационно. Этот печатный орган должен был убеждать скорее портретом на первой полосе - В. Путина, ставшего кандидатом номер один от «ЕдРа». Разговор вообще потек по иному руслу: теперь, по словам агитаторов, предстоял референдум по доверию В.Путину. Это надо было донести до электората. Не обошлось без перегибов. Часто в речах «единороссов» звучало: кто не с нами, тот против президента. Железный аргумент. Оппозиция закричала о надвигающемся диктате и культе личности, уподоблении правящей партии бывшей КПСС. А большинство избирателей размышляли по-житейски: живем нормально, чего Бога гневить, проголосуем за Путина. И, как и предсказывали разного рода социологические опросы, проголосовали.

Ставрополье тоже не стало исключением. «Единая Россия» на этот раз, памятуя прошлый печальный опыт, явно перехватила инициативу в свои руки. «Справедливая Россия» не смогла противопоставить ей ничего нового. Кроме социальных законов, которые успели принять за время работы ее партийного большинства в краевой Думе. Теперь ведь нельзя было, как в прошлую кампанию, использовать тезис «Вместе с президентом». Получалось, что глава государства как бы играет на поле противника. А какая может быть альтернатива? Демонстрировать свою нелояльность В. Путину, как это делала СПС или КПРФ, просто было бы нелогично. С «эсерами» могли поступить, как Тарас Бульба со своим сыном-предателем. Не надо забывать, что «СР» как бы там ни было, есть и остается кремлевским проектом.

И «эсеры» просто затихли. А где-то там наверху варилась своя политическая каша. И хотя еще висели в Ставрополе многочисленные плакаты с ликом Дмитрия Кузьмина, темная туча уже на-двигалась. Вначале появилось заявление в суд (почему-то от «Аграрной партии»), с требованием снять «номер один» справедливороссов на Ставрополье за организацию подкупа избирателей, с чем согласились на всех уровнях, включая Верховный суд. И не успел представитель Д. Кузьмина обжаловать это решение в кассационной инстанции, как грянула еще одна плохая новость: в отношении мэра возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий. Событие, взятое за основу обвинения, вызывает много вопросов. Но факт остается фактом. Дорога ложка к обеду.

За компанию «под колпак» правоохранительных органов и различных проверяющих структур попал еще целый ряд «эсеров», благодаря инициативности которых были выиграны выборы мартовские. Фактически региональный список «СР» в Госдуму РФ оказался обезглавленным.

Как только стало известно, что кассационная инстанция подтвердила законность решения Верховного суда о снятии с выборов Д. Кузьмина, в одну ночь из города исчезли все плакаты с изображением главы города. И появились на столбах листики с короткой фразой «Дима прощай!»

Означает ли это: прощай, «Справедливая Россия»? Об этом спорили в день выборов. Одни говорили, что партия обезглавлена, поэтому проиграют «эсеры» с треском. Другие утверждали, что люди все же памятливы и хорошего не забывают. Говорили и о том, что не всем по вкусу неделикатный натиск «единороссов», взявшихся запугивать народ угрозой то внешней экспансии, то возвращения во власть оппозиционеров, и тогда, мол, будет как в 90-х: гонка цен, невыплата пенсий и зарплат. А еще не всем понравился включенный на полную катушку административный ресурс, причем на всех уровнях. Оказались правы те, кто предрекал «СР», вопреки общероссийским результатам, место следом за «Единой Россией».

Как бы там ни было, но пока бодался теленок с дубом, вначале успешно, потом практически сдался и стал ждать, чем все кончится, - другие партии более или менее спокойно работали на свой имидж в тени, которую отбрасывали противники. Самой шумной была кампания СПС. В номер два федерального списка СПС Бориса Немцова в нашем спокойном провинциальном Ставрополе метали и тортом, и яйцами. Достались «щепки» и лидеру регионального списка – краевому депутату Борису Оболенцу – его тоже обижали по тому же сценарию. А за неделю до выборов еще и подожгли офис «правых». Отметился Борис Оболенец в эту избирательную кампанию и очередной демонстрацией своего непочтения губернатору в канун выборов, подав на него в суд: глава края закрывает глаза на то, что вопреки закону А. Воропаев продолжает исполнять обязанности в несуществующей должности вице-губернатора. Надо сказать, в свое время именно этот краевой депутат показал себя самым последовательным борцом за отставку губернатора. Когда «справедливороссы», учитывая направление политического ветра, замолчали, причем случилось это практически сразу после победы на тех мартовских выборах, он еще некоторое время продолжал настаивать... На этих выборах такого требования из уст «правых» уже не звучало. Но без критики исполнительной власти не обошлось, что и было озвучено заехавшим к нам поагитировать Б. Немцовым.

КПРФ гнула свою линию, как обычно. Предвыборной агитации стало побольше. Но все же по-прежнему главный упор был сделан на встречи с избирателями. Сторонники коммунистов, пожалуй, самый верный контингент, не подверженный политическим колебаниям. Кроме того, в последнее время партией проводилась большая работа по привлечению в свои ряды молодежи. И пусть не массово, но кое-кто откликнулся. КПРФ, как и СПС, претендовала на единственную реальную оппозицию правящей «Единой России». Однако не им, а «правым» досталось по полной программе от президента на встрече в Лужниках с членами движения «За Путина».

ЛДПР провела на Ставрополье свою самую тихую кампанию. Даже Жириновский не приезжал. Но незримо присутствовал. Его суровый взгляд с биллбордов со слоганом, остряками на разный манер переиначенным, «Не врать и не бояться» - сопровождал ставропольцев больше месяца. Однако, несмотря на этот «круглосуточный дозор», либеральные демократы не подтвердили на Ставрополье прошлого результата, даже не перевалили за семипроцентный барьер, набрав 6,88% голосов. Впрочем, эту неудачу скрасит общий результат по России – в парламент страны партия прошла. Предсказуемый, повторяющий результат в целом по стране, на Ставрополье – у «Патриотов России», СПС, «Яблока», «Гражданской силы»: в парламент эти партии не попадают. Если Союз правых сил и «Яблоко» еще на слуху, то назвать всех остальных, чтобы получился список из одиннадцати номеров, многие избиратели просто затрудняются.

Выборы закончились. Однако отголоски их еще долго будут звучать. Во-первых, заведенные уголовные дела на высокопоставленных «эсеров» должны получить некое завершение. Во-вторых, что-то надо решать с краевым центром, оставшимся в силу разыгравшихся политических боев между двумя «Россиями» без представительного органа по причине отмены муниципальных выборов. А если учесть, что и полномочия действующей городской Думы истекают, и временно отстраненный от должности глава города пребывает в подвешенном состоянии, то и вовсе ситуация получается аховая. Кажется, эту позицию «Единая Россия» намерена также отвоевать и расставить по ключевым постам в городе людей, лояльных партии власти. На волне уже стартовавших президентских выборов случится еще много событий, окрашенных «под медведя».

«Окраска под медведя»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2007 года