00:00, 28 ноября 2007 года

Спасибо тебе, Лютер Бербанк

Картофель завезли в Европу испанцы из Мексики в 1570 году. Но вначале широкого распространения он не получил. Лишь в 1616 году в Париже как редкое и изысканное блюдо его стали подавать к королевскому столу. Назывался он тогда «земляным яблоком».

Испанцы за сходство картофеля с грибами трюфелями назвали его «тартуфофоли». В то время клубни были мелкие, красноватого цвета, горьковатые на вкус, и зимой они очень плохо хранились. При этом и технология выращивания предлагалась нелепая: сажать клубни на расстоянии друг от друга 9-12 сантиметров, а тянущиеся вверх стебли подвязывать к кольям.

Во многих странах выращивать его заставляли насильно. Фридрих Великий посылал своих драгун в Восточную Пруссию распространять картофель. В Россию его завезли по приказу Петра I. И был это всего-навсего один мешок семенных клубней! Уже при Анне Иоанновне картофель не был столь экзотической культурой, как прежде, а при Екатерине Великой появился даже сенатский указ «О разводе и употреблении земляных яблоков, которые называются в иных местах «тартуфелями» и «картуфелями».

По причине насильственного внедрения этой культуры в России стали возникать картофельные бунты. Один из них, довольно крупный, случился в 1842 году в Пермской области. Это было, в общем-то, понятно, если учесть, что тот был «дикарем» и к тому же горчил.

«Культурным» сделал это растение Лютер Бербанк. Он был человеком исключительно талантливым во многих областях и проявлял большую склонность к систематическому изучению растительного мира. С десятью картофелинами в кармане он оставил свой дом в Новой Англии и отправился в Калифорнию. Там купил участок плодородной земли и занялся овощеводством. Причем с самого начала искал пути улучшения вкуса картофеля и повышения его урожайности. Стал размножать его семенами. И ему удалось вывести сорт, который так и был назван - «Картофель Бербанка».

Слава об этом человеке разошлась по всему миру. Перед ним снимал шляпу Джек Лондон, к нему испытывали дружеские чувства Томас Эдиссон и Генри Форд…

Таким образом, картофель Бербанка оказался первым культурным сортом - прародителем всех других, которые сейчас распространились во всем мире, по праву считаясь вторым хлебом.

Н. БУГАЙЧЕНКО