00:00, 24 ноября 2007 года

Геннадий Хазанов. Разговор продолжается

Уже сейчас не вызывает сомнений, что, изучая Ставрополь 70-х годов ХХ века, краеведы обязательно встретятся с его именем, легко открывающим таинственную дверь прошлого. В сущности, у целого города был роман с этим человеком, точнее сказать – кинороман. И длился он так долго, как долго мы оставались молодыми, любопытными, влюбленными в хорошее кино и нашего критика-киноведа, окончившего знаменитый ВГИК и на протяжении многих лет собиравшего весь культурный Ставрополь под крышей своего киноклуба. Но если раньше в Геннадии Хазанове мы любили свое настоящее, то теперь ценим в нем свое прошлое.

Середина семидесятых – золотой век советской культуры, давший нам столь весомую и необходимую зрелость. Да, иллюзии были, но мы их разделяли со всем культурным миром той же Америки и Европы. По сути дела, несмотря на «железный занавес» и недремлющие границы, весь культурный люд по ту и другую сторону был объединен одними и теми же именами. Тарковский, Феллини, Куросава, Фолкнер, Кафка, Герман Гессе… Поразительно, но культурные события, происходившие в те времена в Ставрополе (киноклуб Хазанова, «Панорама» в Ставропольском драматическом театре, «Диалог» во Дворце культуры и спорта профсоюзов), несмотря на разные масштабы, сопоставимы с тем, что так органично возникало в России и в прежние времена: философские кружки, литературные салоны, музыкальные сообщества. И все это, надо сказать, было у нас бесплатным, что тоже являлось элементом существовавшей культуры и о чем, конечно же, будут говорить краеведы и вспоминать потомки…

И вдруг все кончилось – Советский Союз, советская культура и наш ставропольский киноклуб. Так завершилась большая эпоха большого кино, а вместе с ней и нечто невосстановимое. Но вот как-то включаю телевизор и вижу на экране Геннадия Хазанова. Все так же молод, все та же харизма русского интеллигента и вспыхнувшее в ответ странное чувство: ничего не рухнуло, не исчезло, и разговор, а значит, и жизнь, продолжается. Хотя на самом деле речи его были не слишком утешительными. Геннадий говорил, как думал. О том, что всякая нация существует благодаря своему прошлому, но - если раньше в культуре был образец и идеал, то теперь на его месте воцарилась «Фабрика звезд»...

Однако, переселившись в новые времена с багажом прежнего опыта, лучшие представители поколения Геннадия Хазанова, несмотря ни на что, избежали греха уныния. В этом смысле, действительно, интересно вглядываться в его лицо: Геннадий не стал бизнесменом, коммерсантом, менеджером. Остался прежним человеком в новых обстоятельствах.

Семь лет он отдал работе в правительственных структурах края, отвечая за состояние районной прессы. Теперь там же курирует деятельность электронных СМИ. Преподает в Ставропольском государственном университете и очень этой работой дорожит, она ведь - с молодыми. Публикуется в научных сборниках, журналах и газетах. Стал соавтором большой книги о Сергее Бондарчуке, вышедшей три года назад в Москве. А не так давно в литературном журнале «Южная звезда» на одном дыхании я прочитала мемуары Геннадия Хазанова «Время Гулливеров». Помню, подумала: «Ведь он по-настоящему талантлив, к тому же изумительная культура русского языка». Однако кино по-прежнему его не отпускает. Два давних друга – писатель Василий Звягинцев и киновед Геннадий Хазанов – неразлучные соавторы киносценариев. Один из них «Пока не смолкли трубы» опубликован, второй – «Одиссей покидает Итаку» – в работе. И есть нечто символическое в том, что оба они – и Василий, и Геннадий – в своем далеком детстве были «маленькими принцами» нашей краевой Лермонтовской библиотеки, в которой работали их мамы, и где они выросли среди журналов и книг.

А недавно довелось видеть Геннадия Хазанова идущим по улице с маленьким мальчиком, сыном Даней. Шли они в музыкальную школу на урок сольфеджио. У самого Геннадия, имеющего два диплома, музыкального образования нет, и он даже, когда-то учась во ВГИКе, по этому поводу здорово комплексовал, а тут вдруг у сына обнаружили музыкальный слух! На лице Геннадия можно было заметить счастливую, хотя и затаенную улыбку.