00:00, 23 ноября 2007 года

Архитектор Кисловодска увековечил себя в памятнике Лермонтову

Какая нужда была устанавливать дорогостоящую табличку спустя несколько месяцев после открытия памятника? То, что это изображение Лермонтова, не догадается только совершенно безграмотный человек. Но такому ничего не скажет и надпись «М. Ю. Лермонтову». Кто автор памятника, каждый может прочитать на самой скульптуре. На тыльной стороне лавочки, на которой сидит великий поэт, отчетливо видна отлитая из бронзы надпись «Скульптор Николай Ходов. Дар автора Кисловодску». Вот и выходит, что единственная причина появления таблички – увековечить имя <ссылка>главного архитектора Кисловодска Александра Белоконя?

На открытии памятника в мае прошлого года Николай Ходов рассказывал мне, что очень любит Кисловодск и уже четверть века почти каждый год приезжает сюда. Маститый художник давно присмотрел скальный выступ на Красном Солнышке: мечтал установить на нем скульптуру Михаила Лермонтова, чтобы поэт каждый день мог отсюда любоваться двуглавым Эльбрусом.

И вот мечта осуществилась. Н. Ходов не только вылепил скульптуру, но и на свои деньги (как мне сказали знающие люди, это более 150 тысяч долларов) отлил ее из бронзы. Он же руководил установкой памятника. Поскольку скала могла не выдержать веса скульптуры, бригада строителей укрепила ее несколькими каменными глыбами. В этом и заключались подготовительные работы. Все остальное для постамента поэту сделала сама природа.

Выступая на митинге, Н. Ходов тепло говорил о кисловодчанах, о городе-курорте, о замечательном пейзаже, который открывается с Красного Солнышка. Поблагодарил художник и каменщиков, которые укрепили основание скалы. Но ни единым словом не обмолвился об архитекторе А. Белоконе. Не упомянули о каком-либо его участии в возведении памятника ни глава города Виталий Бирюков, ни другие участники митинга. Что неудивительно: усмотреть здесь творчество архитектора невозможно. И вот на тебе: в скалу на века вмуровано «архитектор Александр Белоконь»…

За то время, что Александр Николаевич возглавляет управление архитектуры и градостроительства, Кисловодск из города, который два века славился изысканным архитектурным обликом, стремительно превращается в «шанхайчик», поговаривают местные жители. В самых «хлебных» местах одно на другое наползают нелепые строения. И никому нет дела, что они выпирают за «красную линию», перегораживают и без того узкие тротуары. А на заповедной Казачьей горке, на Курортном бульваре, в курортной зоне вдруг появляются высокие заборы, за которыми кто-то что-то строит. Когда же общественность начинает бить в набат, Александр Николаевич обычно делает большие глаза и заявляет, что он не знал о строительстве и соответствующего разрешения не подписывал.

Не счесть, сколько за последние годы было критических публикаций в адрес главного архитектора с указанием конкретных фактов, сколько прозвучало обвинений его в профессиональной недобросовестности. И во время предвыборной кампании почти все претенденты на должность главы города жестко критиковали действовавшую администрацию за хаотичную застройку Кисловодска. Но закончились выборы, сменилась местная власть и ее политическая ориентация, а А. Белоконь как был, так и остался главным архитектором. Видимо, он чем-то удобен сильным мира сего…

Но как бы ты сегодня ни купался в шоколаде, а мысль о вечности нет-нет да посещает. Обидно просто так кануть в безвестность. Вот и берется один писать роман, другой строить дом для внуков, а третий прикручивает табличку со своим именем к чужому творению.

«Увековечился»
Газета «Ставропольская правда»
23 ноября 2007 года