00:00, 22 ноября 2007 года

Ставропольский приют для детей выиграл грант

«Росинка» размещается в здании по улице Комсомольской краевого центра, на которое впору вешать табличку «Памятник старины». Оно построено еще в 1915 году, но содержится достойно. Буквально каждая деталь интерьера свидетельствует о том, с каким старанием работающие здесь люди поддерживают порядок и создают уют для своих воспитанников.

Во всем и везде - безукоризненная чистота и опрятность. В комнатах картины, много поделок, икебаны – творчество ребят здесь явно поощряется, и красиво жить не запретишь. Дети обуты-одеты. А главное – досыта и вкусно накормлены. Отсюда они идут в школу на занятия и сюда же возвращаются. У них занят досуг. И есть свой угол.

Все это имеет особое значение, если учесть, что в приют на временное проживание определяются дети и подростки от трех до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной реабилитации и защите своих прав.

- Кому-то эти дети кажутся трудными, - говорит директор приюта Т. Шеболдасова. – Так, конечно, в большинстве случаев и есть. Но для нас, педагогов, социальных работников, роднее их и нет никого… Весь обслуживающий персонал как свою боль воспринимает проблемы этих ребят. Каждый старается работать так, чтобы дети чувствовали тепло «Росинки».

Заметим: сказанное о коллективе в полной мере относится и к самой Тамаре Дмитриевне. У нее два высших образования. Она – лауреат престижной премии имени Луначарского, отличник просвещения. И именно ее, прежде всего, немалая заслуга в том, что социальный приют не только крепко встал на ноги (это единственное в Ставрополе учреждение такого профиля), но и выиграл грант, определенный заказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Речь идет о разработке и реализации программы взаимодействия социальной службы и семьи по ранней профилактике семейного неблагополучия.

В чем же суть новшества? Продолжая оставаться функционирующим учреждением, социальный приют при этом все более становится, как говорят специалисты, развивающимся. Безнадзорность и правонарушения, как известно, легче предупредить, чем потом с ними бороться. Вот коллектив «Росинки», озабоченный этой проблемой, и стал делать упор именно на раннюю, упреждающую профилактику семейного неблагополучия.

Он занимается этим нужным делом в союзе с другими субъектами профилактики. В том числе с центром «Доверие», центром социальной помощи семье и детям, отделом по делам несовершеннолетних ОВД Ленинского района, советом микрорайона № 3, органами опеки и попечительства, с муниципальными общеобразовательными учреждениями, краевым наркологическим диспансером…

Социальный приют, обследуя семьи Ленинского района, выясняет, <ссылка>кто из них в наибольшей степени нуждается в помощи, какие причины в том или ином конкретном случае грозят, например, распадом семьи. Даже потом, когда, пройдя здесь социальную, психологическую, медицинскую или другую реабилитацию, воспитанники приюта возвращаются в семьи, они не остаются без патроната «Росинки».

Семьи многодетные и неполные, опекунские, с детьми-инвалидами, вынужденных переселенцев, заключенных – все эти семьи в поле зрения социального приюта. Будущие мамы-малолетки – это тоже повод для того, чтобы обратить на них внимание.

По большому счету, речь идет о том, чтобы своевременно погасить очаг напряженности и создать в неблагополучных семьях условия, не допускающие попадания детей в приют. Если, скажем, глава семьи не может устроиться на работу и от этого возникли неизбежные беды (нет средств к существованию), то как не посодействовать этому папаше в трудоустройстве? Или, допустим, мать-одиночка попадает в больницу, а ее чадо, забыв про школу, нашло в это время пристанище в дурной компании. Как же не прийти такому на помощь?

Сейчас в штате приюта не случайно и педагоги, и психологи, и воспитатели, и юристы, ну и, естественно, социальные работники. Конечно, многие семьи неохотно идут на контакт с ними. Приходится убеждать и даже… увлекать. В приюте, например, действует клуб «Моя семья», где каждому - и детям, и взрослым - предоставляется возможность найти занятие по душе, получить ту или иную консультацию.

- Собственно, всеми этими проблемами, - говорит Т. Шеболдасова, - углубленно и комплексно мы начали заниматься с марта текущего года. За это время удалось не только создать механизм взаимодействия с организациями и учреждениями, обеспечивающими социальную реабилитацию детей, но и на деле – на нашей экспериментальной площадке! – опробовать эту новую технологию ранней профилактики семейного неблагополучия. Мы готовы поделиться своими рекомендациями с коллегами из других регионов страны. Тем более что выигранный грант позволяет совершенствовать эту работу. И большие возможности открываются в связи с тем, что в скором времени мы переедем в новое здание (на улице Лермонтова), где будут несравнимо лучшие условия для жизни наших воспитанников, а также соответственно и для работы.

…Стриженый малыш с интересом разглядывает гостя:

- Дядя, вы к кому?

- В том числе и к тебе… Вот пришел посмотреть, как ты тут поживаешь.

- Хорошо, - отвечает Артем.

- Что значит «хорошо»?

- Здесь вкусно кормят. Недавно отмечали мой день рождения, - глаза юного собеседника разгораются. – А еще … еще мы ходили в цирк. А еще готовимся к спектаклю. Я буду «Братец Лето». Хотите, прочитаю стишок?

Нормальный пацаненок. Хотелось спросить: «Где твоя мама?». Но от воспитательницы Г. Митрохиной уже знал грустную предысторию того, почему и как он здесь оказался. Да, ему хорошо в приюте, но разве заменит социальное учреждение родной дом?

Дети улиц и подвалов едва ли в обозримом будущем перестанут существовать «как класс». Но в любом случае их должно быть как можно меньше или вовсе не должно быть. «Росинка» к этому стремится.

«Красиво жить не запретишь»
Газета «Ставропольская правда»
22 ноября 2007 года