00:00, 20 ноября 2007 года

Трое ставропольчан замурованы в сектантском подземелье

Село Никольское Бековского района Пензенской области вмиг попало в новейшую историю России. Кажется, все телевизионные каналы отметились в небольшой деревушке. Именно там 29 человек, как уточнила нам вчера прокурор района Алевтина Волчкова, укрылись в выкопанном ими подземном убежище. Там и ждут конца света, который, как они считают, наступит в марте будущего года. Там, в подземелье, они надеются его переждать и пережить. Этих людей называют сектантами. Логика их такова: пересидим в пещере конец света, Антихрист и не заметит. И тогда уже целенькими придем к Страшному суду.

Самое страшное, что со взрослыми в пещере, в которой сейчас всего 12 градусов тепла, находятся четверо детей, младшей из которых, Лене Вабищевич, нет еще и полутора лет. Их наставник 43-летний Петр Кузнецов, он же «отец Петр», он же схимонах Максим, остался наверху, чтобы - как утверждает - провожать тех, кто еще пожелает последовать в подземелье.

Сделать это посторонним, впрочем, весьма затруднительно. Пещерные жители отказываются идти на какие-либо переговоры и угрожают взорвать баллоны с газом, если кто-то попытается проникнуть в их жилище, в том числе и с целью их освободить. Сам же «отец Петр» задержан и отправлен на обследование в Сердобскую психиатрическую больницу. Некоторые источники утверждают, что он инвалид II группы по психическому заболеванию. Местный телеканал утверждает, ссылаясь на заместителя главного врача областной психиатрической больницы Василия Сапегина, что Петр Кузнецов находится в паранойяльном состоянии личности. А другие говорят, что он умный мужик, окончил строительный институт, женат. Сыну 18 лет. Но лет десять назад развелся с женой и ушел из дома. Вернулся к родителям, и, наверное, тут-то все и началось.

Местная прокуратура возбудила уголовное дело по факту «организации объединения, посягающего на личность и права граждан» (ч.1 ст. 239 УК РФ). Максимальное наказание по этой статье – три года лишения свободы, минимальное – штраф в 200 тысяч рублей.

В пещере – трое жителей Ставропольского края. Эту информацию подтвердил вчера корреспонденту «СП» начальник РОВД Бековского района Сергей Кулигин.

История первая: Татьяна

...В первое отделение колхоза имени Кирова Труновского района без слез не добраться. Асфальт заканчивается там, где заканчивается цивилизация. Потом – гравийка, потом какой-то неустойчивый мост через Правоегорлыкский канал. А потом уже само отделение - поселок Правоегорлыкский. 111 дворов, 250 жителей. Мы в гостях у Любови и Владимира – сестры и зятя Татьяны Платоновой. Той самой 46-летней женщины, которая, по нашим данным, находится под землей.

На общем фоне поселка, в котором преобладают старые покосившиеся хаты, домовладение семьи выбивается из общего ряда. Свежая побелка, бетонные дорожки, засаженный розами палисадник у крыльца, веранда, - все это говорит о том, что в маленьком домике живут трудолюбивые люди. Однако вышедший нас встречать Владимир был хмур и неразговорчив.

- Зачем вы приехали и чего вы хотите? Ничего вам не скажу. Уезжайте-ка лучше обратно, - заявил он.

Понять Владимира довольно просто, ибо уже несколько дней, как их семья оказалась в центре внимания. Местные обыватели интересуются: «Зачем Татьяна сманила за собой в секту двух старушек? Не сумасшедшая ли она? Что это за религиозная организация, куда бывший преподаватель хореографии вступила?» В общем, досужим домыслам нет числа, и все это раздражает родных и близких. И все же для «Ставропольской правды» они согласились рассказать о Татьяне.

- Никакая она не сумасшедшая и к сектам не имеет никакого отношения, - говорит Любовь. - Постарайтесь понять, она глубоко верующий православный человек, добродушна и спокойна, а ее уход от мирской жизни можно расценивать как протест против царящего сейчас зла, разврата и насилия. Ибо она считает, что сейчас в мире правит сатана. Ее решение не было спонтанным, так как она к этому очень долго готовилась и прошла большой путь...

Дорога Татьяны Платоновой в подземный скит в Пензенской области началась, по словам родных, еще в середине 90-х годов, когда одаренный и талантливый преподаватель хореографии в поселковом клубе стала посещать храм в селе Труновском и слушать проповеди его настоятеля отца Василия. А когда в стране началась кампания по введению ИНН, то Татьяна Платонова отказалась принимать идентификационный номер и даже официальная позиция Русской православной церкви, которая объяснила, что ИНН не содержит «дьявольского числа», не смогло поколебать ее решения.

- Она очень переживала по этому поводу, и неоднократно говорила, что новые священники отошли от православия, живут во грехе, а доверять можно только старым церковным книгам, - рассказывает Любовь. - Здесь она не нашла единомышленников и переехала в районный центр, а потом, раздав все имущество, уехала. Она все знала наперед. Два месяца назад Татьяна прислала письмо: прощайте, встретимся на Страшном суде.

Уезжая, Татьяна уничтожила все свои фотографии. Но все равно какие-то бумаги из прошлой, такой счастливой жизни остались. Люба хранит их. Верит, что сестра вернется. Один из альбомов называется «Новое досье на работу культуры: 1993-1998 годы». Там две графы: что хорошего и что плохого. Плохого не было, пишут все. А вот хорошее – то, что делали «девчушки-веселушки» - через край бьет: «Девочки, вы спрашиваете, что хорошего? Да то, что вы у нас есть, что хоть немного веселите, развлекаете и тормошите наших людей». Пожелания приземленные («чтобы поменьше у вас в клубе появлялось пьяных морд») и всеобъемлющие («чтобы наш поселок выделился не только по стране, но и прославился по всему миру»).

Вот и прославился.

История вторая: Любовь Петровна

Поселок имени Кирова, где живет Любовь Петровна Безгинова, – это почти цивилизация. Женщине немногим больше шестидесяти. Всю жизнь проработала в колхозе на тяжелейшей работе: была свинаркой. Вполне благополучная семья, хорошие дочки Татьяна и Вера. Они-то уже не сомневаются, что там, в никольском тоннеле, их мама. Любимая. Хорошая. Добрая.

Дочки и не заволновались сначала, когда мама уехала. В последние годы она часто ездила по святым местам. Семья и радовалась: нашла мать себе дело. На месте не сидит, и здоровье позволяет. Так и нынче летом уехала в Пензу. Потом позвонила, попросила привезти теплые вещи, обувь. Собрали все, что просила, еще мед, крупы, поехали. Но опоздали. Любовь Петровна вместе с другими членами общины уже спустилась под землю. ОМОН, который охраняет место религиозного ЧП, даже в село их не пустил. Каким-то образом нашли женщины телефон «отца Петра». Он ответил, что ничего из привезенного ни ему, ни Любови Петровне не нужно.

Что же было ей нужно, если от спокойной старости сорвалась невесть куда, под землю? Чем поманили?

Говорят, что когда Любовь Петровна вышла на пенсию и больше стало свободного времени, она зачастила в церковь. Местную. Аналога такой, видимо, нет не только во всем Ставрополье, но и в пределах России. Церковь расположена в западном крыле двухэтажного здания, в другом расквартирован опорный пункт, а на втором этаже гостиница. Другого помещения в колхозе имени Кирова и поселке не нашлось, а бывший председатель Анатолий Козел, убитый два года назад, очень хотел, чтобы церковь была. Вот такая она вышла – по колхозным возможностям. Кстати сказать, нынешний председатель Михаил Чернов всячески богоугодное дело предшественника поддерживает. Даже зарплату отцу Александру платит из колхозной кассы – четыре тысячи рублей. Вот в этой церкви и молилась Любовь Петровна.

Дочь Татьяна не то что винит, а как бы кивает на служителей божьих. Говорит:

- Они потеряли веру в церковь, а вслед за ними и верующие.

И оказалось, в понятии Любови Петровны, что церковь – это не то место, где можно спастись. Спастись можно в подземном тоннеле.

Настоятель молитвенного дома пророка Илии в поселке имени Кирова отец Александр с удивлением узнал от нас, что некоторые жительницы его прихода ждут под землей конца света.

- Когда два года назад я пришел сюда, то мне пришлось начинать на пустом месте. Создавать и обустраивать молитвенный дом, а так как трудов было много, то особо к прихожанам не присматривался. Хотя в последнее время заметил - количество их сократилось, но не знаю, почему, - сказал батюшка.

Зато прислуживающие при церкви старушки вспомнили Безгинову. По их словам, она была чрезвычайно набожна, строго соблюдала все посты, не пропускала ни одной службы.

- Она была истинно верующим человеком, - рассказывает прислуживающая в церкви тетя Катя. - Молилась, стояла, как свечечка.

Но Любовь Васильевна не поменяла паспорт и категорически отказалась принимать ИНН.

- Люди, которые вопреки слову святейшего патриарха так поступили, заблуждаются. Помилуй их, Боже, - сказал отец Александр.

История третья: Ольга Васильевна

Бабушка Оля Моргунова – самая старшая в компании подземных сидельцев, ей 82 года. Домик ее притулился у самой церкви в Труновском. В нем она забила крест-накрест окна и ушла под землю. Уехали они в Никольское с Татьяной Платоновой в июне. Шел Петров пост. Она тоже сказала, чтобы ее не искали. Мол, земля везде одинаковая, я выбор сделала – не расстраивайте меня и не звоните. Это в ответ на звонок, которым нашли ее обеспокоенные родственники в «доподземной жизни».

Ольга Васильевна, рассказывает соседка Наталья, человек хороший. Беда только, сын у нее попивал. Из-за него сильно расстраивалась. А тут Татьяна Платонова в Труновское переехала. Стала за бабушкой ухаживать, помогать ей. Вот и задурила, наверное, голову. Потому что бабушка стала на священника обижаться, паспорт, мол, поменял, значит, и ИНН принял. И не стало, по ее мнению, в церкви благодати, а раз нет благодати – и ходить перестала.

Корень зла

Митрополит Кирилл назвал действия этих людей «умопомрачением», а причиной - то, что «общество лишено религиозного образования». Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества священник Георгий Рябых считает, что это пензенское сидение вскрывает «серьезную проблему современной России, которая заключается в отсутствии системы духовно-нравственного воспитания населения».

Психологи же видят корень зла в другом. Существуют вербовщики, которые рекрутируют в секты людей. И есть люди с «психологической личностной уязвимостью», впавшие в нее после трагедии (например, смерти близкого), не сумевшие решить какую-либо проблему (например, увольнение). А самые уязвимые – молодые люди и пенсионеры. В нашем случае совпадение явное.

Психологи и психиатры говорят и о роли социальной сети. Поддержку в трудную минуту нам дает ближний круг – друзья, родственники. Это и есть социальная сеть. У наших героинь такая сеть не была разорвана. Или была? Ведь вербовщики как бы подменяют социальную сеть. И опутывают другой сетью - сетью внимания, создают иллюзию понимания и поддержки, иллюзию обретения круга друзей. Есть стадии такого влияния, отработанные технологии. Прежде всего нужно отсечь человека от информационных источников, то есть запретить читать газеты, смотреть телевизор. Далее важно прекратить контакты с ближним кругом – потому что они «неверные». Они вас якобы и ввели в состояние кризиса. Потом отбирается база для критики. Все подменяется чтением только религиозной литературы, общением с вновь обретенными товарищами и наставниками.

В нынешнем пензенском случае нам явилась одна из многочисленных псевдоправославных сект. То есть секта, которая работает на православном поле, использует православную терминологию и вербует людей, интересующихся церковью. Например, в Ярославской области в селе Кащеевка есть другое такое же изолированное поселение, так называемое опричное братство. И там, и в других местах может произойти нечто.

Что именно? Не знаю. Но символично, что ни местная районная «Бековский вестник», ни областная газета не поместили пока ни одной публикации. Они есть только в пензенских выпусках «Комсомольской правды». Один из местных журналистов, с которым мы связались, сказал, что «мы знаем больше, но говорить не можем», потому что «на весь мир рванет». Более того, рабочая группа при правительстве Пензенской области, созданная по данному поводу, в воскресенье приняла решение ограничить присутствие корреспондентов в непосредственной близости от укрытия. С понедельника доступ представителей СМИ за милицейское ограждение в этом районе запрещается. Впредь вся необходимая информация будет предоставляться СМИ только рабочей группой.

Удивительно, однако, то, что вся эта история всплыла только на прошлой неделе, видимо, потому, что пятеро белорусов попытались присоединиться к жителям подземелья, да и семья из Подмосковья через милицию начала разыскивать бабушку, уехавшую в Никольское. Хотя, по нашим данным, само поселение, община были созданы полтора года назад (когда были куплены первые дома), да и в самой пещере находятся люди довольно продолжительное время. Подземный тоннель с кельями, кухней и другими помещениями они выкопали еще летом. Собирали продукты (только меда, по уверению «отца Петра», полтонны) покупали газовые баллоны. Не пускали детей в школу. Неужели никто этого не видел?

Как не видел никто в Труновском районе, что все три женщины (так утверждают их родственники) не поменяли паспорта. Пожилые отказались от пенсии. И на это никто не обратил внимания. Поистине, этот мир был безразличен к ним.

Можно ли их спасти?

Деятели церкви призывают всех православных верующих помолиться о том, чтобы Господь вразумил этих людей. Церковь не будет вмешиваться в ситуацию с людьми, укрывшимися под землей, - заявил пресс-секретарь Пензенской епархии РПЦ иеромонах Тихон.

Некоторые предлагают более действенные меры вплоть до пуска усыпляющего газа в вентиляционное отверстие. Против силового воздействия выступают и председатель правительства Пензенской области, и силовые структуры.

- А зачем? – парировала наш вопрос прокурор Алевтина Волчкова.

Действительно, вера – материя тонкая, и есть свобода вероисповедания. Но это для взрослых. Для детей – другой подход. Закон и мораль запрещают взрослым причинять им вред. Значит, кто-то должен их уговорить выйти? Ни представителям церкви, ни представителям правоохранительных органов, ни власти пока этого сделать не удалось. Это, убеждены психологи, может сделать только главарь, только лидер. То есть «отец Петр».

Профессор, лидер антисектантского движения в России Александр Дворкин считает, что о добровольном помещении этих людей в бункер говорить не приходится. Потому что они долгое время находятся под психологическим воздействием «отца Петра». Это нормальная практика в мире тоталитарных сект, то есть люди делают что-то вроде бы добровольно, а на самом деле, вынужденно, потому что они не свободны. Кажется, не свободны до такой степени, что, как утверждает одно из СМИ, когда сотрудники спецслужб привезли Кузнецова к пещере и он пытался уговорить своих последователей выйти на свет Божий, те  отказались.

Что же отвратило их всех от церкви и общества? Ответ на этот вопрос пока не знает никто. Но, если сказать, что «отец Петр», это будет неправильный или как минимум неполный ответ. Да, конечно, он поставил между этими людьми щит, который отделил их от Бога. Но и надежды на щит Божий у этих людей, видимо, не осталось.

И так было

Первые самосожжения раскольников-старообрядцев, не принявших крещение «тремя перстами», в России были зафиксированы с 1676 по 1683 год. По различным данным, до начала 1690-х гг. сожгли себя не менее 10 -15 тысяч человек. Самосожжения встречаются на всем протяжении XVIII в., число жертв за один раз доходило иногда до 2700 душ. Кроме самосожжения, были в ходу также утопление, голодная смерть и самопогребение. Не исчезли самоубийства в расколе и в XIX в. В 1802 г. некто Юшкин засыпал себя землей, в 1827 г. сын его Иван Юшкин и 36 других крестьян перерезались, в 1860 г. в Олонецкой губернии сожгли себя 15 человек, в 1897 г. в Терновских плавнях открыты замурованные в погребе фанатики.

Литературный аналог

Подобная история с уходом сектантов под землю описана в художественной литературе. В сборнике Бориса Акунина «Нефритовые четки» Эраст Фандорин расследует загадочные смерти целых семейств русских сектантов в конце ХIХ века. Напуганные россказнями о скором пришествии Антихриста, они заживо хоронили себя в землянках. И всячески противились любым попыткам их спасти. Рассказ называется «Перед концом света».

«Щит от Бога»
Газета «Ставропольская правда»
20 ноября 2007 года