00:00, 23 октября 2007 года

Рост цен. Во всем виноваты… китайцы

Но есть ли смысл продолжать перечисление чиновничьей сухой цифири? На самом деле рост «продуктовых» цен оказался еще больше. Так, молоко и сливочное масло на Ставрополье буквально за считанные дни подорожало на 50%, подсолнечное масло на 70%, а сыры вообще ровно в два раза… И это уже не безликие статистические данные, а общие обывательские наблюдения за ценниками в магазинах и на рынках. В последние дни, правда, темпы подорожания заметно поубавились. Но надо признать, что в целом столь неожиданный скачок цен на продукты обернулся в России настоящей истерией. Причем охватила она не только население.

Согласитесь, старушкам да домохозяйкам простительно, если они не смогли найти внятного объяснения внезапному подорожанию. О резких ценовых взлетах мы с радостью забыли еще с конца девяностых. И вот на тебе! Причем общее возмущение в стране усиливало как раз то, что непонимание причин резкого роста цен вдруг продемонстрировала власть – к тому же в федеральных масштабах. Поиск виноватых поначалу напомнил гадание на кофейной гуще.

Телевизор неделю пестрил сюжетами с «горячими» комментариями от первых лиц. Коммунисты заговорили о сговоре российских предпринимателей на внутреннем рынке и отсутствии конкуренции. А вот по мнению спикера Госдумы Б. Грызлова, вина лежит прежде всего на сетевых компаниях - перекупщиках сельхозпродукции. Дескать, именно здесь налицо элементы сговора. О необходимости борьбы с монополиями на региональных рынках (заметим, что чуть ранее таковой проблемы в регионах не наблюдалось) первоначально заявила и министр экономического развития и торговли РФ Э. Набиуллина.

Правда, внутренних врагов, по чьей «злой воле» и свершилось подорожание, по сию пору не нашли. Списали все исключительно на внешние факторы. Инфляцию на этот раз, как оказалось, мы неожиданно заимствовали извне. Причем здесь интересна сама формулировка. Мол, подорожание – это в первую очередь следствие того, что Россия стала частью мировой системы. К слову, эту версию еще раз озвучил в ходе прямой линии президент В. Путин. Но, как показывают все те же обывательские наблюдения, это объяснение аморфное и малоубедительное для большинства населения. Уж очень сложно, согласитесь, нам найти логику между бравыми отчетами министров об отечественных сельхозрекордах, сопутствующих успехах нацпроекта по АПК и мгновенным подорожанием хлеба, молока и мяса только из-за того, что в Аргентине нынче неурожай подсолнечника, а азиатские страны вдруг увеличили свои аппетиты.

Хотя по большому счету было бы очень странно, если бы первые лица вдруг начали каяться в ошибках государственной политики. По сути за них это уже сделали эксперты. По просьбе корреспондента «СП» ценовую ситуацию прокомментировал в рамках недавней интернет-конференции на сайте «Медиакратия» известный экономист, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам А. Буренин. По его словам, основной причиной осеннего подорожания продуктов питания являются только недоработки исполнительной власти. «Это и недостаточное развитие конкурентной среды, и отсутствие своевременной и продуманной системной политики на продовольственных рынках», – заявил экономист. «Хромают» у нас все ключевые моменты: внешнеторговое регулирование, субсидирование, налогообложение и интервенции… И лишь потом Буренин ссылается на китайцев, переход на биотопливо и страны Евросоюза.

В целом же с повышением цен уже начата борьба сразу по нескольким направлениям. Первые шаги – регулирование таможенных пошлин и проверки антимонопольщиками крупных сетевых компаний. Кроме того, прозвучали просьбы ко всем производителям зафиксировать отпускные цены на социально значимые продукты питания. Правда, эксперты и бизнес-сообщество уже подвергли эти инициативы правительства критике, указывая на их временный характер.

Что же касается собственно регионов. Понятное дело, что первоначальная чехарда «в верхах» не позволила субъектам оперативно выработать комплекс мер по стабилизации цен на местах. К тому же, ссылка на общемировые тенденции вообще избавляла местных чиновников от какого бы то ни было «чувства вины». И для серьезных шагов региональные власти по преимуществу «созрели» аккурат на днях. Причем, если судить по сообщениям информагентств, меры будут предприняты в основном однотипные. Так, на Кубани и в Бурятии пошли административным путем – там решено сдерживать цены сверху. В Адыгее кабинет министров также установил предельный уровень торговой надбавки. То же в Волгоградской области и некоторых других субъектах. Вот только вице-губернатор Челябинской области А. Косилов вдруг предложил печь хлеб… из фуража.

Что у нас? Профильные министерства края от каких бы то ни было пояснений журналистам с самого начала отказались, «кивнув выше» и неоднократно сославшись на уже озвученное в СМИ федеральными министрами. Лишь комментируя на днях поручение президента об увеличении пенсий, губернатор А. Черногоров выразил уверенность, что в крае подорожание в отличие от других регионов носит исключительно спекулятивный характер. «Дурной пример заразителен, везде дорожает, и наши тоже решили «сорвать свое», – такова официальная позиция главы края.

И пока апогеем ситуации стало совещание с главами районов и городских округов края, в котором участвовал А. Черногоров. Им дано поручение узнать, на каком именно этапе движения товара появляется столь шокирующая наценка. Вполне вероятно, что и на Ставрополье правительством скоро будут установлены предельные размеры торговых надбавок на продукты первой необходимости. Понятно, что это вряд ли приведет к снижению цен.

Кроме того, как сообщил руководитель краевого управления федеральной антимонопольной службы В. Рохмистров, сейчас продолжаются проверки магазинов, предприятий и организаций края. Не исключена вероятность, что будут возбуждены дела по нарушению антимонопольного законодательства, в частности – по согласованным действиям компаний и злоупотреблению доминирующим положением. По замечанию В. Рохмистрова, наряду с другими причинами на ценообразование в крае существенно повлияло сокращение числа предприятий, производящих продукты питания. А закрытие ряда молокозаводов в свете последних массовых отравлений еще более ослабило краевой рынок: он оказался открыт для замещения более дорогой продукцией из соседних регионов, потому от дальнейшего подорожания продуктов, и в первую очередь «молочки», мы совсем не застрахованы.