00:00, 20 октября 2007 года

Учат в школе?

Порой думаешь: «И правда, зачем?» Сегодня в школе столько новых дисциплин, среди них и риторика, и основы мировых религий, ритмика... С одной стороны, нужно радоваться, ведь есть возможность всесторонне развиваться, узнавать много нового и интересного. А с другой стороны, это означает сокращение часов по таким важным предметам, как математика и русский язык. И все равно скучно стало в школе. Не интересно ни нам, ученикам, ни учителям.

Всегда вспоминаю первый класс, как впервые села за парту, как в дневнике аккуратно было написано расписание уроков. Там всего четыре предмета: русский язык, математика, чтение и английский. Разнообразили немного наше расписание физкультура, музыка и рисование, которые были всего раз в неделю. Именно в начальной школе мы получили основные знания, научились писать, считать, читать. В средней школе меня встретили биология, география, история. Но, к сожалению, чем старше становишься, тем больше учебники дают нам сухой информации вместо хотя бы схем и карт, которые намного лучше запоминаются. Уже будучи старшеклассником, приятно открыть учебники младших товарищей: яркие, красочные, так и хочется скорее прочитать параграф. И совсем не радуют сухие объемные параграфы, написанные сложным научным языком, которые предлагаются в 9-11 классах.

Конечно, когда ты разбираешь сложные параграфы, пересказываешь их, то тренируется память, ораторское мастерство, расширяется словарный запас. Но меня очень удивляет тот факт, что, например, в учебниках литературы для старшей школы нет ни одного произведения: только биографии и мини-сообщения о том или ином произведении. Конечно, «Мастера и Маргариту» или «Войну и мир» никто не просит полностью излагать в учебнике. Ну почему нельзя разместить там большее количество стихотворений и критических статей? Биография даже самого известного поэта сама по себе не так уж и интересна. Вот если к ней прикрепить выдержки из переписки автора или его первые, еще неуверенные, литературные произведения... Интересно же посмотреть, как начинали свой путь к славе великие. Здесь единственная надежда на учителей: расскажут ли они нам какие-то интересные факты или проведут урок, строго проверяя тетради, пока ученики будут писать самостоятельную работу.

Несмотря на то, что мне ближе гуманитарные дисциплины, преподавание точных наук мне в школе нравится больше. Я заметила, что у преподавателей алгебры и физики все разложено по полочкам, соблюдается ход урока. Такой систематизации и точности как раз не хватает учителям-гуманитариям. Вот и не можем мы тогда на ЕГЭ по литературе вспомнить нужные даты и названия. Мы учимся на эмоциях.

Хотя это я, наверное, от скуки разумничалась. Ведь говорил же В. Сухомлинский: «Поставьте над учеником сто учителей, и они окажутся бессильны, если он сам не захочет понять».

Ксения ШЕВЧЕНКО