00:00, 19 октября 2007 года

В «полупериферийном» положении

- К большому сожалению, выхода на конкретный, ожидаемый результат мы пока не имеем. А имеем некое, если можно так выразиться, полупериферийное положение, которое ни в коей мере не соответствует запланированным амбициям, - констатировал губернатор, открывая совещание.

С основным докладом выступил руководитель администрации КМВ – первый заместитель председателя краевого правительства Виталий Михайленко.

Среди наиболее острых вопросов он отметил неурегулированность земельных отношений. Находясь в муниципальной собственности, рекреационные земли не могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям Российской Федерации. Это породило такую кричащую проблему, как нынешнее удручающее положение лечебных парков, которые являются сердцами городов-курортов.

По словам В. Михайленко, все существующие лечебные парки – Железноводский, Ессентукский, Кисловодский - отнесены к федеральной собственности. Но официально оформлен только Кисловодский. Остальные остаются на балансе муниципалитетов. Более того, парки до сих пор числятся как земли поселений. То есть они не отнесены к особо охраняемым зонам. Это оставляет лазейки для ведения на их территории непозволительной деятельности. Но самое досадное, что с таким статусом парки лишены должного полнокровного федерального финансирования, поскольку по закону основные расходные обязательства несет собственник объекта недвижимости. В этой связи В. Михайленко сообщил обнадеживающую информацию: сейчас в федеральном правительстве «зреет решение» о передаче Кисловодского курортного парка под юрисдикцию управления делами президента, даже готовятся документы.

Что же касается статуса городов-курортов, то докладчик признал: пока муниципальные власти вынуждены брать на себя управление федеральными курортами, что в правовом плане ненормально. В этой связи нам крайне необходим федеральный закон о курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.

Сегодня ни один город-курорт не имеет генерального плана, и на КМВ мы наблюдаем бум непрофильного строительства. Все более угрожающий характер приобретают экологические нарушения, сомнительная приватизация. Дошло до того, что правительству края и администрации КМВ приходится «отбивать» настойчивые попытки федеральных структур продать в частные руки материальную базу ОАО «Кавминкурортресурсы», обеспечивающего минеральной водой федеральный курорт.

Первый заместитель председателя краевой Думы Виталий Коваленко отметил несоответствие: по постановлению правительства РФ полномочия по управлению городами–курортами Кавминвод уходят на федеральный уровень, однако в соответствующем бюджете на 2008-2012 годы строки на содержание федеральных курортов нет. В программе «Юг России» их финансирование тоже не предусмотрено.

Помнится, бывший глава Мин-экономразвития Г. Греф убеждал, что все могут сделать инвесторы. Но никакой инвестор на развитие канализации, водопроводных, инженерных сетей денег не даст. Он если и «посадит» гостиницы, санатории, то только на готовые площадки. Так что на сегодняшний день вопрос о федеральном финансировании городов–курортов остается открытым.

Руководитель территориального управления Росимущества по Ставропольскому краю Ирина Карлова попыталась на совещании расставить точки над «и». В соответствии с постановлением о разграничении собственности, заявила она, в федеральную собственность передали только Кисловодский парк. Ни Ессентукского, ни Железноводского там нет. Есть только отдельные имущественные комплексы на территории этих парков. По мнению представителя Росимущества, эти парки никогда не будут переданы в федеральную собственность. Во-первых, там не определены земельные участки, а во-вторых, это все-таки объекты местные, которые не имеют федерального значения.

На серьезные пробелы указала и генеральный директор профсоюзного холдинга «Курортное управление» Наталья Луценко. По ее мнению, не определено основное: концепция развития санаторно-курортного дела в России. То есть постановление дало городам Кавминвод статус, но не решило их проблем. Прежде всего это крайняя изношенность инфраструктуры. Никакой местный бюджет не поднимет и не решит эту проблему, даже если будет введен курорт-ный сбор. А без развитой инфраструктуры нет городов–курортов.

Она также указала на необходимость пересмотреть нормативы отчислений, которые поступают в города–курорты. Обычный подушевой норматив для них явно недостаточен, поскольку помимо жителей там еще масса отдыхающих. Никто не определил и стратегические предприятия, необходимые для того, чтобы города–курорты жили и выполняли свое предназначение. Кстати, многие продукты завозятся из Краснодара, Ростова, Карачаево-Черкесии, и не всегда удается проследить за их качеством.

Упрекнула Н. Луценко федеральное правительство и за то, что оно не формирует социальный заказ на лечение льготников. Никто не учитывает, что продукты подорожали в два раза, что сегодня льготники обходятся «в минус» санаторно-курортному комплексу. Если государство хочет лечить, оно должно лечить достойно или не лечить вообще.

Завершая совещание, губернатор отметил: фактически можно говорить о том, что статус городов-курортов на территории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска не соблюдается. Налицо тугой узел нерешаемых проблем.

Инвестиционная политика на территории региона тормозится из-за отсутствия генпланов развития городов-курортов. Есть конкретные источники федерального финансирования, но они остаются неиспользованными, поскольку у муниципалитетов нет подготовленной проектно-сметной документации.

Проблемы курортов, по словам А. Черногорова, следует рассматривать в общем комплексе городских проблем, а администрации городов должны смелее и настойчивее отстаивать консолидированные интересы муниципальных образований и федерального курорта в министерствах Российской Федерации.

Губернатор поддержал предложение В. Михайленко о совместном с правительствами Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии обращении в Генеральную прокуратуру России по вопросу создания межрегиональной природоохранной прокуратуры особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ.