00:00, 3 октября 2007 года

«Розовый слон» кивает Кавминводам

На развилке между Пятигорском и Ессентуками останавливается внушительная колонна: полтора десятка машин – от старенького уазика до микроавтобусов и «крутых» джипов – с прицепами, в которых стоят корзины из ротанового прута. Тут же – с десяток машин сопровождения. Воздухоплавание – спорт не из дешевых. Но далеко не все здесь состоятельные люди. Есть фанаты, которые готовы «отдать последние штаны», лишь бы ощутить радость полета. Вместе с ними – представители администрации Ессентуков, которая взяла на себя оформление разрешений, обеспечение полетов, проживание и питание участников. Так что на этот раз расходы самих воздухоплавателей ограничились только вступительным взносом.

Президент краевой федерации воздухоплавания Виталий Ненашев, бессменный организатор кавминводских фестивалей, предприниматель Игорь Камоцкий и наиболее опытные пилоты запускают воздушный шарик, чтобы определить направление ветра, сверяются с подробной картой местности. Правильно выбрать точку старта – от этого наполовину зависит успех полетов. Пока отцы-командиры держат совет, члены команд развлекаются, кто как может: чинят оснастку, травят анекдоты, перекуривают.

Наконец, Виталий Ненашев дает команду, и колонна берет курс на Ессентуки. Неподалеку от Золотушки сворачиваем в поле, где можно готовить аэростаты.

Игорь Камоцкий «прикомандировывает» меня к ростовской команде. Пилот аэростата – в недавнем прошлом командир Ту-154 Евгений Кравченко. В 2000 году его, молодого пенсионера, команда «Балтики» включила в свой состав для участия в традиционном фестивале воздухоплавания в швейцарском местечке Шатодо. Так, едва закончив летную карьеру в большой авиации, Кравченко «заболел» воздухоплаванием. Да настолько серьезно, что на собственные деньги приобрел аэростат. Команду подобрал тоже из профессионалов-авиаторов. Павел Толченов 31 год отлетал на международных трассах, командовал эскадрильей Ту-154. Александр Кундрюцков, парашютист экстра-класса, совершил более полутора тысяч прыжков. Четвертый год ростовский шар участвует в фестивалях «КМВ – жемчужина России», и всякий раз в команде работает ставропольчанин Никита Скиба. Евгения Кравченко подкупает его старание, стремление освоить все тонкости воздухоплавания.

Наполнить шары горячим воздухом – операция сложная и трудоемкая. Команды выставляют корзины, каждая из которых весит под полтонны, присоединяют к ним стропы, раскладывают на земле оболочки аэростатов. На ростовском шаре «Розовый слон» полосы разного цвета, но все почему-то обращают внимание именно на розовую. Отсюда первая часть названия аэростата. Откуда вторая, я понял через какие-то полчаса…

Сначала мощный вентилятор нагнетает в шар холодный воздух, который расправляет складки лавсана. Евгений разрешает зайти внутрь оболочки. Дух захватывает: ощущение такое, будто попал в дворцовый зал со множеством окон из цветного стекла. Через несколько минут Кравченко зажигает газовую горелку и отправляет троих самых тяжелых – в том числе и меня, держать тал, очень длинную и прочную веревку. Задача – упираться изо всех сил, чтобы шар поднимался медленно и плавно. И вот тут я окончательно осознаю, почему ростовский шар окрестили «Слоном». Рядом тал соседнего шара удерживает один человек. А мы втроем, вспахивая поле каблуками башмаков, «едем» вперед. Шар поднимается, и становится очевидно, насколько огромен «Розовый слон». Александр Кундрюцков подтверждает мои наблюдения. Если объем других воздушных шаров составляет в среднем 250 кубометров, то в оболочку «Розового слона» вмещается 450 кубометров горячего воздуха – это самый большой аэростат в России!

Наконец, все готово. Никита Скиба и Александр Кундрюцков «отдают концы», и шар, повинуясь вспышкам газовой горелки в руке Евгения Кравченко, трогает с места и плавно поднимается. Фигурки друзей и знакомых, которые провожают нас в путь, становятся все меньше и меньше. С высоты в несколько сотен метров люди почти неразличимы, машины – с булавочную головку, а пятиэтажки – со спичечный коробок. Вот мимо проплывает «блюдце» знаменитой питьевой галереи санатория «Виктория», вот прямо под нами поблескивает огонек у монумента в парке Победы. Вдали синеют знакомые очертания Бештау и Машука. Ощущение такое, будто мы летим вровень с их вершинами… При всем том лай дворовых собак слышен на высоте удивительно отчетливо.

Ветер достаточно сильный. По оценке пилота, шар летит со скоростью около 40 километров в час. Но мы-то передвигаемся вместе с воздухом, поэтому скорость почти не ощущаем.

Но вот под нами уже окраина Ессентуков, впереди поле аэродрома. Евгений Кравченко и Александр Кундрюцков начинают посадку. Взгляд воздухоплавателей становится жестким, сосредоточенным. Звучат отрывистые команды. Евгений поминутно то включает, то гасит горелку, Александр стропами поворачивает шар. На нашем пути вырастает башенный кран. Ощущение не из приятных. Но пилот, не набирая высоты, обходит опасное препятствие. И вот уже под нами крыши коттеджей, совсем близко – забор стройки. Кажется, чуть не угадаешь с высотой – и врежешься. Но Кравченко – пилот опытный. Он не только удачно проводит «Розового слона» над забором, но и умудряется так уменьшить угол падения, что знаменитого удара о землю, от которого зачастую пассажиры аэростата летят вверх тормашками, мы почти не ощущаем: пару раз слегка тряхнуло, и корзина замерла на земле.

Ну а дальше? Дальше сладкое бремя славы: мальчишки и вполне солидные мужчины, побросав свои автомобили, окружают аэростат. Удивляются, восхищаются, расспрашивают. А там и команда сопровождения подъезжает на микроавтобусе с прицепом. Поздравления, рукопожатия, объятия.

Полет закончен. До следующего фестиваля, «Розовый слон»!