00:00, 28 сентября 2007 года

Праздник, который навсегда

И удивительное дело, совсем, как и прежде, школу окружают такие же одноэтажные домики, расположенный невдалеке лес, Комсомольские пруды и дивная роща с вековечными дубами – Бибертова дача. В известном смысле с географическим местоположением этой школе повезло. Сады, огороды, земля, небо – все рядом, на расстоянии вытянутой руки. Патриархальный быт словно сдерживает бег времени, современную суету сует. Дети здесь больше похожи на детей, а родители… В основной массе люди в этом районе не очень богатые, на «Мерседесах» с охраной детей в школу не возят, хотя заветные четыре колеса есть уже у многих. Повезло и микрорайону: каких-либо зрелищных заведений поблизости нет, и именно 20 средняя школа – его главный культурно-просветительский центр.

Рисовать портрет школы – это говорить о «неслиянном и нераздельном» тройственном союзе учителей, учеников и родителей. Основной костяк педагогического коллектива составляют учителя, проработавшие 20 и более лет. Молодых педагогов гораздо меньше. Оклады маленькие, и работают те, для кого школа – действительно призвание.

- Иногда, размышляя о нашей работе, - делится мыслями директор 20-й школы Александр Дробот, - начинаешь разматывать клубок исторических и психологических характеристик. Скажем, советская школа… Поднялась она лишь тогда, когда отказалась от революционных экспериментов и в значительной мере вернулась к модели русской классической гимназии. А означает эта модель не что иное, как выверенный временем механизм передачи русской культуры. Но возможно это лишь при определенном сочетании устойчивости и подвижности…

В этой мысли заключена многозначная информация. Советская школа была сильна своей способностью сохранять привычное, но оказалась достаточно безоружной перед новым и неизвестным. А вот сейчас другая крайность: современную школу лихорадит от бесконечных новаций, и слабость ее как раз в том, что она не может вернуть себя в традицию.

Однако жизнь настолько сложна, что утверждать что-либо наверняка очень трудно. Есть школа видимая и невидимая. И что бы тревожного ни происходило воочию, спасает пока что именно «невидимая», но крепко укорененная в наших генах родная культура.

- Да и как иначе? – соглашается Александр Анатольевич. - Школа в нашем менталитете – это прежде всего семья. Не можем мы видеть в своих учениках лишь «потребителей образовательных услуг». Пока не вложишь в ребенка душу, ничего не получится…

Может быть, потому и для самого Александра Дробота, историка, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, столь естественно самоощущение директора как «отца родного» - строгого, требовательного, но «доброго и хорошего». Да ведь и школа его только таким и воспринимает. Иными словами, специфика этого учебного заведения в том и состоит, что патриархальное, традиционное начало, которое несут в себе обитатели этого района, не мешает, а, скорее, помогает усваивать новые технологии и проекты. Ведь именно 20-я школа вошла в список тех инновационных общеобразовательных учреждений, что в этом году победили в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». Этому способствовала и техническая ее вооруженность: 28 по-современному оборудованных учебных кабинетов, компьютерный класс, два спортивных зала, медицинский блок - стоматологический, педиатрический и процедурный кабинеты.

Однако на российском уровне подобными достижениями никого уже не удивишь. Ставропольская школа предложила нечто гораздо более важное – определение условий для становления ученика.

Кем и каким быть? Как открыть в себе личность? Самоопределиться в жизни? Чтобы эти вопросы ребят не пугали, а привлекали, в СШ № 20 ведется большая педагогическая работа. Это ведь как и в жизни. Один живет бездумно, и все у него кувырком, а у другого напряженная внутренняя жизнь, и, как следствие, гораздо более устойчивое положение. Кроме различных экспериментальных краевых и федеральных программ, есть в школе и собственная программа «Ценности». Подумать только, в то время как деньги стали играть в жизни ключевую роль, находится скромная ставропольская школа, возвращающая нас к традиции русской культуры: ценности – это то, что не переводится на коммерческий язык цены.

- Нельзя забывать, - комментирует А. Дробот, - сама жизнь требует постоянных усилий по ее осознанию и сохранению. Стоит отказаться от этого труда, и человек, народ, государство начинают деградировать… Раньше мы говорили: «Ты обязан». Теперь же все только и толкуют что о правах. Дети это очень легко усвоили, и нам приходится объяснять, что их права – это неизбежно чьи-то обязанности…

В первом, пятом и восьмом классах психологическая служба школы проводит всестороннее исследование душевного самочувствия детей. И, как правило, узнает много интересного. Большинство ребят на первое место в ряду ценностей ставят такие понятия, как дружба, любовь, семья. Вот почему в задании нарисовать свою семью воплощаются положительные образы. Хотя совсем не редкость, когда дети рисуют нечто странное: например, вся семья в масках – символе страха, одиночества, безверия. И это идет из реального мира.

- Наша задача, - поясняет А. Дробот, - выявлять тенденции. Почему, скажем, стреляют в американских школах? Почему американские дети не знают, что такое говорить по душам со своими учителями? Все предельно технологизировано. Если в России ослабнут солидарные семейные отношения, стрелять начнут и у нас…

И все-таки о чем может думать школа в свой юбилейный год? О своей истории, учительских династиях, достижениях, знаменитых выпускниках. Все это у 20-й есть. Помнят здесь и ее первого директора – ветерана Великой Отечественной войны Михаила Горлова, и о том, как полвека назад в школьном дворе были разбиты цветники и посажен фруктовый сад…

Итоги деятельности школы впечатляют. На ее базе открыта экспериментальная площадка Международной академии педагогического образования. Педколлективу присуждены знаки - Серебряный и Золотой – ордена «Отличник качества Ставрополья». По итогам 2005 года педагогический коллектив признан «Лидером образования города Ставрополя». Можно упомянуть и о том, что организация летнего отдыха учащихся признана одной из лучших в крае - так же, как и школьное самоуправление. Или о том, что 97 процентов выпускников поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, а 8 лет школа работает без второгодников. Можно вспомнить и о проведении фестивалей народного искусства, о работе школьной газеты «Двадцатка», об успешном участии в военно-спортивной игре «Зарница» и о многих других интересных начинаниях… Сам Александр Дробот склонен, скорее, говорить о заботах и проблемах. Таков вообще мир взрослых и родителей. Ну а детей? Вспомним свои школьные годы. Пока учились, спешили скорее стать взрослыми. Теперь же всю жизнь стремимся вернуться в свой лучший праздник, в свою единственную «невидимую» школу. В детство.