00:00, 21 сентября 2007 года

Первым делом - самолеты

Но в стремительно развивающемся мире время, оказывается, еще дороже. И, не обращая внимания ни на какой риск, люди по-прежнему заполняют авиалайнеры, полностью доверяясь тем, кто обязан предотвратить теракты и обеспечить безопасность полетов. Одно из таких подразделений - отделение по досмотру ЛОВДт в аэропорту «Ставрополь».

…Досмотр всех прибывших в аэропорт начинается у входа в аэровокзал. На официальном языке это называется выявлением лиц, намеревающихся вмешаться в действия авиакомпании. Стационарный металлоискатель просигнализирует о присутствии металлических предметов, которые пассажир забыл предъявить на контроле. Рентгеновская установка покажет содержимое чемоданов, сумок и сумочек. А инспектор линейной милиции тут же проверит подлинность предъявленного паспорта и наличие возможных грешков у его владельца. Часто в составе досмотровой группы можно увидеть кинолога со специально обученной собакой, которая старательно обнюхивает поклажу.

Что же ищут все эти люди, так настойчиво допытывающиеся, какие конкретно предметы находятся в багаже? Ответ, думаю, известный: наркотики и оружие. В последнее время угроза терроризма стала настолько реальной, что ныне в любом общественном месте предпринимаются меры безопасности. Поэтому пусть не покажутся слишком навязчивыми предупреждения, раздающиеся в зале ожидания каждые полчаса: «Граждане, не принимайте от посторонних лиц посылки. Не оставляйте бесхозными вещи, а об обнаруженных неизвестных предметах незамедлительно сообщайте в администрацию вокзала».

Последняя проверка перед трапом самолета - зона спецконтроля. Это снова металлоискатель (но теперь и ручной), рентген, идентификация личности. Милые девушки улыбаются, обезоруживая капризных граждан. Видимо, в эти досмотровые группы назначают самых обаятельных сотрудников, умеющих расположить к себе человека. В некоторых аэропортах, я слышала, на спецодежду наносят слова «Против террора», и это психологически тоже срабатывает.

В то время как инспектора транспортной милиции и работники авиапредприятия общаются с пассажирами в зоне спецконтроля, другая группа, состоящая из сотрудников службы авиационной безопасности и линейного отдела на транспорте, осматривает самолет. Вообще-то по прибытии авиалайнер тоже осматривается, опечатывается и охраняется караулом до следующего полета. Но непосредственно перед рейсом контрольная проверка не лишняя.

Час, отведенный на посадку, истек. Все службы, ее обеспечивающие, уложились вовремя. Осталось только доставить пассажиров из накопителя к самолету. И тот поднимется в воздух точно по расписанию, если…

Довольно тривиальная ситуация может вернуть все обратно. Допустим, кто-то из пассажиров отказался от полета и вернул билет в кассу или, пройдя регистрацию, не явился на посадку. Тогда все пассажиры возвращаются в зал ожидания, и предполетный досмотр проходят заново. А отказник находится в поле зрения правоохранительных органов до приземления самолета в точке назначения. В аэропорту «Ставрополь» таких случаев пока не было.

Не было в нашем аэропорту и терактов, попыток захвата самолетов. Однако это не означает, что здесь не обязательно использовать все меры безопасности. Любой передовой опыт из этой области или новейшая техника внедряются здесь без промедления. По словам начальника отделения по досмотру ЛОВДт Ставрополя лейтенанта милиции Евгения Прокопова, сегодня его подразделение обеспечено спецприборами выпуска прошлого года. Автопредприятия в этом случае не скупятся. Но одного этого недостаточно: современная техника не должна быть в руках «дикаря».

Каждый сотрудник проходит специальное обучение для работы в службе досмотра с получением сертификата сроком на два года, затем переподготовку в институте повышения квалификации в Домодедово. В итоге - настоящего специалиста вокруг пальца не обведешь.

Простой наблюдатель никогда наверняка не поймет, что означают изображения на мониторе рентгеновской установки. А специалист по теневым силуэтам точно определит не только целостный предмет, но и детали, допустим, какого-либо взрывного устройства.

Контролер на досмотре должен быть еще и хорошим психологом. Пассажирам иногда задают вопросы, как будто ничего не значащие. А это, оказывается, психологическое тестирование, о проведении которого человек вовсе не догадывается. Впрочем, для законопослушного гражданина этот диалог ровным счетом ничего не значит. Его задача - выявить самоубийцу. Ведь тот, кто несет на борт смертоносный груз, сознательно готов убить вместе со всеми и себя.

Конечно, это далеко не все методы и приемы защиты от незаконных актов вмешательства в действия авиапредприятия. В сложных ситуациях, когда есть даже косвенное подозрение на готовящийся теракт, к досмотровым мероприятиям привлекаются и другие специалисты. К примеру, криминальная милиция.

…Покидали аэропорт «Ставрополь» с легким сердцем. Те, кто отвечает сегодня за безопасность полетов, научились работать на опережение.

Лидия Сергеева