00:00, 21 сентября 2007 года

Атака на военкомат. Третья

К истории вопроса

Люди, отдавшие служению Отечеству не один десяток лет, не в первый раз атакуют краевое представительство Мин-обороны. В прошлом году «Ставропольская правда» трижды возвращалась к этой проблеме, подробно рассказывая о том, как военные пенсионеры отстаивают свои права. Вначале речь шла о том, что бывшие защитники-профессионалы (их проживает на Ставрополье более 16 тысяч) требовали от военного ведомства выплаты задолженности по пенсиям за 38 месяцев, ибо действующим военнослужащим оклады были на четверть увеличены с января 1995-го, а пенсии министерство, ставшее теперь почти чужим, увеличило лишь в марте 1998-го. Затем все повторилось с продовольственными пайками: их стоимость значительно возросла, но военным пенсионерам разницу компенсировать «забыли».

Сотни пожилых людей не единожды принимали участие в наступлении на военкомат. Сначала выстаивали в очередях, чтобы сдать заявление, почти месяц ожидали бумажку-отказ. Затем толпились в судебных коридорах. Суд Промышленного района буквально был завален исками. Когда количество бумаг достигло критической точки, председатель суда Василий Лукьянченко вместе с прокуратурой добился, чтобы решение было вынесено в интересах всех военных пенсионеров, проживающих на территории края. Благодаря этому тысячи отставников и запасников были избавлены от весьма затратных (попробуй от Нефтекумска до Ставрополя добраться) поездок в краевой центр и унизительного стояния в очередях. Дело в том, что местные суды иски рассматривать не вправе: решение принимается только в Промышленном районе – по местонахождению ответчика.

Минобороны вынуждено было погасить задолженности. Страсти понемногу улеглись, чтобы вскоре разгореться с новой силой.

Отказы на потоке

Недавно кто-то из наиболее любознательных и юридически подкованных отставников ознакомился с четвертым номером «Бюллетеня Верховного суда РФ» за 2005 год, где опубликовано определение Судебной коллегии по гражданским делам. Черным по белому там сказано, что перерасчет пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка должен производиться с 1993 года. Знаток юриспруденции обратился в крайвоенкомат. Там его вы-слушали и дали ответ в письменном виде: дескать, пенсия исчисляется из суммированного оклада по должности и воинскому званию. Коль такой грамотный – обращайся в суд.

Он обратился. И выиграл иск. По его примеру в атаку на военкомат бросились сотни других обманутых военных пенсионеров. Но тут тоже не дремали: к отражению организованного натиска подготовились основательно. Очередь движется с поразительной быстротой. Ставишь на бланке уже подготовленного заявления свою фамилию, инициалы и номер пенсионного дела. Через пару минут тебе вручают отказ. Свободен!

Только вот суд с такой быстротой действовать не в состоянии. Как и в прошлом году, в канцелярии уже скопились груды исковых заявлений от военных пенсионеров. Рассмотрены более тысячи дел. Решения в подавляющем большинстве приняты в пользу истцов. Только на покрытие судебных издержек военкоматом истрачены сотни тысяч рублей. И конца этой бумажной круговерти не видно: еще раз напомню, в крае более шестнадцати тысяч военных пенсионеров.

Ситуация складывается парадоксальная: решение в пользу бывших защитников Отечества принято самой высокой инстанцией – Судебной коллегией Верховного суда страны. Вместо того чтобы исполнять это решение, Министерство обороны с помощью региональных военкоматов всячески тормозит выплату долгов. Интересно и другое: в нынешнем году надзирающий орган в лице прокуратуры также не торопится вчинить иск в интересах всех военных пенсионеров, что могло бы избавить от ненужной нагрузки и суд Промышленного района, и тот же крайвоенкомат. А чиновники из Министерства обороны, похоже, до сих пор не представляют, какой вред наносят престижу Вооруженных сил подобные судебные тяжбы.

Кстати, при недавнем посещении одной из северных военно-морских баз наш президент и Верховный главнокомандующий подчеркнул, что, мол, русские офицеры должны жить достойно. Хочется верить, что он не только действующих офицеров имел в виду, но и ушедших на заслуженный отдых. Не нужно делать из отставников отработанный материал…

P.S. А к работникам краевого военного комиссариата у военных пенсионеров претензий нет. Они – люди подневольные – распоряжения начальства выполнять обязаны...