00:00, 18 сентября 2007 года

Триллер по-любительски

Смутило то, что в сюжете использованы не кадры профессиональных телеоператоров, т. е. не самого НТВ, а «любительской съемки». О том, что съемка «любительская», указывалось в титрах. Правда, фамилия «любителя» не была обнародована. А сам видеоряд плохо соотносился с ужасами, живописуемыми комментатором. На якобы погосте - котлован, наполненный водой, вокруг пустырь с густым многолетним бурьяном в человеческий рост. На якобы братской могиле - строящаяся многоэтажка. Отдельно показывается сама братская могила - целехонькая и вполне ухоженная. Как она «перекочевала» под новостройку, уму непостижимо. Да и фрагменты интервью выступавших перед камерой людей явно были вырваны из контекста.

Судя по всему, уважаемый телеканал просто «подставили» недобросовестные авторы «любительской съемки». Телевизионщиков можно понять: стройка на костях - это же скандал. А любой скандал, как известно, подогревает зрительский интерес, что в условиях жесткой конкуренции СМИ - фактор немаловажный.

Однако стоит разобраться, кто, что и где конкретно строит или намеревается строить в районе Успенского кладбища и мемориального комплекса «Холодный родник». Тем более что тема эта не нова и, как правило, получает особую актуальность в период предвыборных кампаний. Сейчас стартовала очередная - в Госдуму РФ.

Ни для кого не секрет, что на Ставрополье, где мартовские выборы выиграла «Справедливая Россия», ожидается ожесточенная борьба за места в федеральном парламенте между нею и проигравшей «Единой Россией». Видимо, этим и объясняются активизировавшиеся нападки на лидера местных «эсеров» мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. И муссирование темы якобы незаконной застройки - в данном контексте ложится как лыко в строку.

Итак, «лыко» номер один. Строящийся многоэтажный дом в районе мемориального комплекса «Холодный родник». Против его строительства протестуют жильцы находящейся рядом старой хрущевки. И их можно понять. Любая стройка - неудобства для старожилов. Эта вдвойне раздражает жителей старой пятиэтажки. Она закрыла им красивый вид на лес, заняв большую часть расположенной на опушке площадки. И хотя строители оборудовали около дома новую спортплощадку, старожилов это не утешает. Они судятся, пытаясь уже не один год доказать, что вся эта территория должна быть закреплена за старым домом, и требуя снести новостройку. В судах приводятся разные аргументы, в том числе и о якобы нарушенной охранной зоне мемориала «Холодный родник». Но ирония судьбы в том, что в охранной зоне мемориала находится как раз старый дом, который был построен задолго до возведения памятника. А новостройка «посажена» с учетом соблюдения границ охранной зоны, и от этой новостройки до братских могил и мемориала еще шагать и шагать. Уже несколько судов старожилами проиграно. Несмотря на то, что на финише прошлой выборной кампании и на старте начинающейся тему «строительства на братской могиле» активно эксплуатировали и эксплуатируют активисты так называемого фронта протеста, постоянно пытающиеся эмоционально воздействовать на Фемиду. К сожалению, стройка на «Холодном роднике» используется как карта в политической игре. А между тем квартиры в строящемся доме уже давно проданы, и более 70 будущих жильцов ждут новоселья. Им, конечно, и в дурном сне не может присниться, чтобы оказаться в рядах обманутых дольщиков.

Что касается строительства православной гимназии в районе Успенского кладбища, то здесь обвинения в адрес городской власти, что, мол, хочет строить на погосте, вообще абсурдны. Эта земля принадлежит Ставропольской и Владикавказской епархии. На старом и давно закрытом для захоронений Успенском кладбище рядом с храмом уже построен корпус Центра православной культуры, где учатся дети прихожан. Но желающих приобщиться к православной культуре больше, чем могут вместить стены здания. Епархиальное управление приняло решение построить еще один корпус. Построить на пустыре, примыкающем к кладбищу, где нет захоронений. Кстати, об этом пытался сказать в телесюжете настоятель Успен-ского храма отец Павел, но его речь была «обрезана», видимо, теми же авторами, которые предоставили телеканалу «любительскую съемку». Однако даже те короткие фразы священника, которые прошли в эфир, свидетельствуют о его глубоком недоумении и возмущении кощунственными утверждениями о якобы вырытых костях и используемых на строительстве могильных плитах.

Готовя этот материал, мы облазили все Успенское кладбище. Нет там никаких костей. Где их нарыли авторы «любительской съемки», остается только предполагать. Никто не нарушал и могилы знаменитых наших земляков. У памятника генерал-лейтенанту Попандопуло лежали живые цветы. Но очень много могил неухоженных, с покосившимися, вросшими в землю или совсем повалившимися памятниками. Видимо, уже не осталось у многих похороненных здесь людей потомков, которые бы ухаживали за их могилами. К сожалению, такую картину можно наблюдать на многих старых кладбищах. И на Успенском часть, прилегающая к церковным постройкам, ухожена, благоустроена, а дальше - запустение. И много мусора. Но это уже, как говорится, другая тема. Есть ли во всем этом основание спекулировать на святых чувствах людей, что вот, мол, некие вандалы, гробокопатели глумятся над памятью предков. Это неумная и кощунственная политическая спекуляция. Никто ничего не строит и не собирается строить на гробах.

Хотя старожилы Ставрополя знают, что когда-то в центре города, когда он еще не разросся, было много небольших старых погостов, но проходил установленный законом срок их сохранения, и они исчезали. А на их месте появлялось что-то другое. К примеру, железнодорожная поликлиника построена на земле, когда-то являвшейся частью того же Успенского кладбища. И об этом можно триллер снимать. И людей пугать. Только зачем? Продюсерская фантазия, если ее не останавливать, может очень далеко завести.

Александр ГОРДЕЕВ