00:00, 11 сентября 2007 года

Готовых друзей не бывает

На Большой круг съехались более 700 казаков Терского войска из разных округов: Кизлярского (Дагестан), Аланского (РСО-А), Терско-Сунженского (Чечня) и Терско-Малкинского (КБР), гости от Всевеликого войска Донского и даже из Грузии, официальные правительственные делегации из соседних республик.

Вначале, как и положено, выбрали есаульца, который должен следить за порядком на Круге, а в случае чего, учитывая вольный нрав казаков, вместе с приставами усмирять буйных. Согласно обычаям, если старики, недовольные происходящим, уйдут, - остальные зря собирались. Впрочем, никого выводить из зала или вразумлять нагайкой есаульцу не пришлось. Острые или принципиальные вопросы, способные вызвать разногласия, на праздничный Круг не выносились. Да и не так много их осталось на сегодняшний день, если сравнивать с началом 90-х годов прошлого века, когда Терское казачество возрождалось после многих лет гонений и забвения.

Говорили в основном об исторических вехах. Нынешний год для Войска знаменателен, можно сказать, втройне. Помимо главной круглой даты, есть и другие поводы для торжеств. Исполняется 230 лет со дня образования Азово-Моздокской линии, долгие годы надежно закрывавшей пятисоткилометровый участок границы между Тереком и Доном, и со дня рождения генерала А. Ермолова, которого терские казаки, по выражению их нынешнего атамана, казачьего генерала Василия Бондарева, считают своим «вечным шефом».

Роль генерала Ермолова в российской истории до сих пор оценивается неоднозначно, вызывая массу споров и разногласий. Одни видят в нем кровавого полководца, «укротителя Кавказа», другие называют одним из самых ярких политиков и дипломатов своего времени не только на Юге, но и во всей Российской империи.

Как отметил в своем докладе В. Бондарев, в бытность Ермолова на Кавказе велись непрекращающиеся этнические войны, причиной которых была бездумная политика российских властей. Именно казачество стало той объединяющей силой, вокруг которой начали сплачиваться разные, часто враждующие между собой народы, по конфессиональному составу наполовину мусульмане. Примерно до конца XVIII века местным жителям приходилось самостоятельно вырабатывать «толерантные» модели поведения, чтобы избежать межнациональных распрей. Нынешним политикам есть чему поучиться у истории. Уже тогда казаки понимали, что «готовых друзей не бывает», отметил В. Бондарев, а потому вырабатывали взаимоуважение соседних народов друг к другу, начиная с детства. В казачьи школы на 400 казачат принимали около ста горских детей, что можно считать прообразом сбалансированной межнациональной политики. Серьезным испытанием для терцев стал приход к власти большевиков, положивших начало трагической эпохе расказачивания, когда элитная часть казачества была уничтожена или оказалась за рубежом. И лишь последние 16-17 лет прошли под знаком возрождения ТКВ.

В этот период начала формироваться правовая база казачества: принят федеральный закон о государственной службе российского казачества, а затем и краевой. Об их действенности можно спорить. Но уже сам факт появления этих документов свидетельствует о признании роли казачества в современном обществе. За несколько лет государственная финансовая поддержка терских казаков из краевой казны увеличилась с 1,5 миллиона в 2003 году до 50 миллионов на 2006-2008 годы. И это не считая помощи минсельхоза края казачьим фермерским хозяйствам, подчеркнул и. о. первого заместителя председателя правительства Ю. Белый. Но главное, терцы получили возможность служить России, как это было в старые времена. Они задействованы в войсковой охране границы, водных и лесных ресурсов, получили возможность участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и антитеррористических мероприятиях. Терские казаки шефствуют над девятью пограничными заставами и крупными армейскими формированиями, такими, как 205-я отдельная казачья мотострелковая бригада в Буденновске и 247-й Кавказский казачий десантно-штурмовой полк.