Борис Оболенец, возглавивший в Госдуме края четвертого созыва комитет по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности, утверждает, что наш край можно сделать процветающим, если выстроить эффективную законодательную основу его стратегического развития. Но при этом не надо забывать и об административном ресурсе, роль которого на ряде направлений просто неоценима. Его оптимизм во многом основывается на примере соседнего Краснодарского края. Мы можем жить не хуже, убежден депутат. Борис Оболенец

– В первую очередь следует прекратить врать самим себе. К сожалению, в отчете правительства об исполнении программы экономического и социального развития края на 2003-2007 годы не прозвучало честного ответа на вопрос, что на самом деле сделано за эти годы и где мы еще недорабатываем. Создалось впечатление, что главной целью докладчика были победные реляции во что бы то ни стало, причем по большинству направлений с явным передергиванием фактов, лукавой игрой с цифирью. Чего стоит одно утверждение о том, что по ВРП на душу населения мы впереди России всей. На самом деле этот показатель по отношению к среднероссийскому показателю не только не вырос, но ежегодно неуклонно снижается. В целом за четыре года отставание составило 30,3%. Или такой пример. В представленной информации сообщается, что за указанный период реальные денежные доходы населения к 2006 году выросли в 1,7 раза (с превышением среднероссийского уровня на 7,7 процентного пункта). О чем скромно умолчали, так это о том, что стали более состоятельными ставропольчане главным образом за счет решений федерального центра. Зато меры правительства края по стимулированию развития различных секторов экономики вообще не нашли отражения в отчете. Вывод неутешительный – многие возможности для продвижения края мы попросту никак не использовали. Не обошли нас в этом разве только республики Северного Кавказа. Остальные субъекты ЮФО оказались более успешны.

– И что делать, Борис Андреевич?

– Наша задача – помочь правительству законами, которые бы стимулировали развитие бизнеса на нашей территории. И очень важно, чтобы эти законы не буксовали на уровне исполнения. Поясню. Известно, что большая часть бюджетных средств, предназначенных для субсидирования части процентной ставки по кредиту на развитие производства, в крае «лежит мертвым грузом». Руку помощи не торопятся принимать те, кому она протянута, потому что условия получения займа ставятся такие, что не каждый способен их выполнить. Во всем мире в общем объеме производства малый и средний бизнес занимает больше 50%. Ставрополье, к сожалению, не только недотягивает до этого показателя, – что было бы фантастикой при нынешнем отношении к предпринимательству, – но, более того, в последние годы его доля в экономике снижается: пока с 16 до 14%. Закон об инвестиционной деятельности, принятый на заседании Думы в канун летних каникул, предусматривает, кстати, ряд нововведений, стимулирующих приток капиталов в этот сектор. Усиливается и ответственность тех, кто доказал свое право на льготный кредит: по прошествии времени необходимо отчитаться о выполнении бизнес-плана. Если убыточен, не добился запланированного уровня прибыли – плати процент по кредиту из своих средств.

– А что это за закон об индикативном планировании, принятие которого комитет собирается инициировать?

– Идея подключить индикативное планирование возникла после посещения законодательного собрания Краснодарского края, где мы плотно общались на эту тему с нашими кубанскими коллегами. Это подробный план развития экономики и социальной сферы по отраслям, видам продукции и территориям. Все представленные в законе данные и есть своего рода индикаторы, на которые следует ориентироваться. Собственно, из названия можно убрать слово индикативный и основной концептуальный смысл методики сохранится. Планирование оно и есть планирование. Сегодня приходится освобождаться от заблуждений, которые были в ходу на заре новой экономики, когда было провозглашено, что рынок ни в каких дополнительных регуляторах не нуждается. Время показало, что любое государство должно быть социально ориентированным, и, значит, нельзя отпускать экономику в стихийное плавание. В индикативном плане должно быть расписано все подробно, вплоть до местных поселений. Чтобы наполнить казну, необходимо постоянно искать дополнительные резервы. Например, на Кубани действует мощная программа поддержки подсобных хозяйств. У каждого района есть некая хозяйственная специализация, на основе которой растет и доходная часть бюджета. Тех, кто еще не нашел себя, учат на конкретных примерах: поезжай в станицу такую-то, посмотри, как делают там, попробуй то же у себя. Когда определены точки роста, становится ясна картина и будущих доходов и расходов бюджета. Индикативный план – это эффективный инструмент прогнозирования бюджетного процесса.

– Можно долго рассуждать, в чем секрет успеха наших соседей. Но именно на Кубань течет поток инвестиций, который вполне мог бы повернуть в нашу сторону, учитывая сходную аграрную специализацию регионов. Почему, например, тот же «Бондюэль» решил там открыть свой филиал, а не у нас?

– Съездив к соседям, я стал невольно апологетом Краснодара. А. Ткачев мне должен бы доплачивать за то, что я постоянно рассказываю о кубанском опыте. Их секрет во многом в более благоприятном, чем у нас, инвестиционном климате, который, однако, сформировался не сам собою, а благодаря четким действиям власти. Главное, установлены правила игры, которые не меняются, которые прозрачны и предсказуемы. Но это никакое не соглашательство. С будущим инвестором с самого начала жестко оговариваются все условия. Например, на этапе переговоров торговому холдингу «Метро» было предъявлено требование: 20% продукции на прилавках должно быть от местных товаропроизводителей. Представители фирмы изучили спрос, качество местных товаров и согласились. Да краснодарцы и наш край уже «опутали» собственной торговой сетью «Магнит», и мы их пустили на свой рынок, не выторговав себе необходимых преференций. Это недальновидно.

– Если учесть уровень развития переработки в крае, а эта отрасль сегодня явно в числе отстающих, то нам и предложить-то особо нечего.

– Если будет гарантирован сбыт, появится и стимул для развития переработки. Возьмите хоть нашу свиноводческую отрасль, поставленную перед фактом перепроизводства. Та же проблема еще недавно стояла и на Кубани. Например, Сочинский мясокомбинат ну ни в какую не желал брать «местное» мясо. Тогда губернатор А. Ткачев выступил в прессе с интервью, в котором сказал, что за качество сырья, из которого на предприятии изготавливают колбасу, он ручаться не может. Люди перестали ее покупать. Прошло время, и ситуация изменилась с точностью до наоборот. Сегодня на комбинате 80% сырья от местных производителей. Да, конечно, использован административный ресурс, но в данном случае во благо. Надо уметь проявлять решительность.

– Раньше один комитет занимался и вашими вопросами, и бюджетным планированием. Дробление на два самостоятельных комитета обоснованно, на ваш взгляд?

– Однозначно. Обозначенные в названии направления деятельности – все это очень серьезные экономические вопросы, и заниматься ими с кондачка не получится. Серьезной проработки требует, например, пласт проблем по собственности. Правительство края владеет акциями ряда крупных предприятий, а дают ли эти пакеты прибыль? Надо с этим разобраться. Нельзя выпускать из поля зрения и федеральную собственность, коль скоро та находится на нашей территории. Взять хоть аэропорт в Минводах. Такого запущенного аэропорта не найдешь по всей России.

– Все это сделать было бы проще, если бы две ветви власти действовали слаженно. Как раз этим и отличается Кубань, если уж мы взяли за образец соседей. Там ничего не делят, вето на законы не накладывают, не выясняют отношения в суде.

– Думаю, вопросы есть к обеим ветвям власти, но, на мой взгляд, более неконструктивная позиция все же у губернатора. Нормально ли это, что уже 12 законов, утвержденных Думой, должны проходить еще и «судебную» экспертизу. По четырем уже приняты судебные решения, однако, несмотря на это, нормативные акты остаются неподписанными. Не подписываются вопреки логике даже те, по которым есть положительное заключение губернатора. Это что? Оскорбленное самолюбие? Слишком дорого оно обходится краю.

– А может быть, правовой вакуум – это удобно?

– Похоже на то. Вот нет же для дорожной отрасли нормативных документов, оговаривающих порядок расчетов за выполненные работы. Не случайно же Счетная палата СК обнаружила в отрасли финансовых нарушений на сотни миллионов рублей. Тем не менее исполнительная власть много лет живет в этой неразберихе и ничего не предпринимает. Нет также в крае закона, согласно которому мы смогли бы остановить и затеянную правительством разорительную реорганизацию дорожной отрасли. И хотя со всех сторон слышатся стоны и предостережения, правительство притворяется глухим. Есть такое правило: раньше думай о Родине, а потом о себе. У нас оно не действует.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ