00:00, 3 августа 2007 года

Второй фронт против «вице»

Присутствовавший в зале председатель комитета ГДСК по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Сергей Горло поинтересовался у Александра Черногорова: подтверждает ли тот, что сидящий рядом с ним Анатолий Воропаев по-прежнему исполняет обязанности вице-губернатора, несмотря на то, что из Устава края недавними поправками парламентарии сию должность исключили. Глава края, как известно, так и не подписал этот законопроект, несмотря на преодоление депутатами наложенного им вето. Свою позицию А. Черногоров подтвердил: «Несомненно, исполняет!» Судя по коротким репликам, которыми обменялись представители двух ветвей власти, дискуссия по этому поводу будет продолжена в суде.

Основной доклад предварял фильм об ужасах городской жизни. Вот на первом плане – переполненный мусорный контейнер и стаи ворон в небе над Ставрополем. Ни одному муниципальному образованию, работа которого когда-либо обсуждалась на заседании правительства, пожалуй, не уделялось столь избранного внимания. Просмотрев кино, все замерли в ожидании разоблачений, которые озвучил в получасовом докладе А. Воропаев. Всего финансовых нарушений при исполнении доходной части бюджета он насчитал на сумму 966 млн. рублей. Правда, могут быть погрешности, по признанию самого докладчика, но «порядок примерно такой». Наибольшее количество проблем выявлено в области градостроительства, землепользования, охраны окружающей среды, имущественных отношений. Впрочем, с учетом других выступлений, повесткой дня собственно не заявленных, ситуация такова, что и во всех остальных сферах городской жизни дела обстоят ну просто из рук вон... И хорошо еще, что Казанский собор на Крепостной горе, который ныне восстанавливается, разрушили все же не эти градоначальники, а другие – в 20-х годах прошлого века.

А. Черногоров подчеркнул, что нынешнее заседание никакими политическими причинами не продиктовано, правительство вынуждено было провести очередную ревизию и вынести тему на обсуждение, потому что годичной давности проверка ничему город не научила... И выразил надежду, видимо, имея в виду основной доклад, прочитанный А. Воропаевым, что «стенограмма этого разговора будет напечатана в газете «Вечерний Ставрополь». В ответ из «депутатской ложи» (представительство ГДСК на заседании было достаточно многочисленным) прозвучала реплика: «Только всего разговора».

От города выступила первый заместитель главы администрации Валентина Солонина. Она напомнила сидящим в зале, что есть такое юридическое понятие, как право на ответ. Но этого права, по ее словам, город лишили, вначале им приходилось питаться слухами о дате заседания, а справку с результатами проверки, проведенной контрольным управлением губернатора, в администрации получили только 30 июля в конце рабочего дня. Хотя по регламенту со своими выводами ревизоры должны были познакомить за пять дней до заседания, чтобы дать возможность подготовить возражения. Проверку В. Солонина обозначила как тенденциозную: «есть два мнения, одно правительства, другое - неправильное». Документы по ходу проверки в руки, по ее словам, не давали, «под диктофон» спрашивали: подписываешь или не подписываешь?! Среди проверяющих было много чиновников, уволенных в свое время из мэрии из-за некомпетентности, которые сфокусировались на одной задаче – найти недостатки... Иски по упомянутым фактам незаконной застройки администрацией в суде выиграны. Зато есть «долгострои», завершенные городом после передачи их из краевого ведения. А о переносе стелы на Доваторцев и говорить уже нечего, все давно сказано. По мнению В. Солониной, отзвуки выборных баталий, благодаря стараниям проверяющих, наложили отпечаток на те сферы городской жизни, которые никакого отношения к политике не имеют. Свои возражения по всем «пунктам обвинения» администрация подготовит. Мэр города в законном трудовом отпуске, потому что никто не мог предугадать даты этого экстренного заседания. Губернатор, комментируя этот факт, привел в пример себя: вот «я не могу уйти в отпуск из-за заседания правительства, потому что честь имею».

После этих слов уже во второй раз попытался взять слово первый вице-спикер ГДСК Михаил Кузьмин. Губернатор его осадил: «Мы же не подскакиваем в Госдуме», - но пообещал, однако, под занавес заседания дать возможность высказаться. Шел уже третий час бдений в душном зале, накаленном и кипящими в зале эмоциями, и почти 40-градусной жарой «за бортом»... Присутствующие усиленно обмахивались, кто чем мог. Поэтому, когда объявили следующего выступающего, зал возмущенно загудел: казалось, все уже сказано, сколько можно. Тем не менее по второму кругу на головы присутствующих вновь посыпалась многочисленная цифирь вперемежку с обвинениями. А председатель комитета СК по делам национальностей и казачества Василий Шнюков, вспомнив о событиях конца мая - начала июня, связанных с межэтнической дракой, сделал вывод: «кому-то было нужно, чтобы протестные мероприятия состоялись рядом с правительством, когда они должны были бы проходить у мэрии». И вообще, по его мнению, «нравственный климат в Ставрополе вызывает тревогу». Очень плохо и с физкультурой и спортом в столице края, по словам профильного министра Николая Могилинца. Чтобы поправить положение, надо использовать армейское правило в отношении «тех, кто не в ногу»: с ними надо проводить… «показательные инструкторско-методические занятия». Жаль не было мэра в зале. Сразу бы и приступили. Досталось и вице-мэру Ставрополя, который якобы должность занимает в нарушение устава города, а посему придется С.Кобылкину возместить потраченную на него заработную плату. Кажется, в войне с приставкой «вице» открыт второй фронт?

С третьей попытки удалось наконец попасть на трибуну Михаилу Кузьмину. Для начала первый вице-спикер, пожалев изнывающих от духоты людей, предложил губернатору помощь в кондиционировании зала заседаний. А затем задал риторический вопрос: приведет ли к позитивному результату это заседание правительства? Подобные методы, по его мнению, только раздвигают позиции правительства и города, потому что ответы на поставленные вопросы просто никому не нужны. А порядок надо наводить не только в Ставрополе. И не удержался от злой реплики: «Пока не сформируем внятной исполнительной власти, ничего хорошего не получится. Или вы, Александр Леонидович, поворачиваетесь к нам, или мы вас вынесем вместе с Воропаевым».

Губернатор отреагировал спокойно. По его словам, у каждого своя справедливость, его же главная задача - обеспечить соблюдение в крае конституционного порядка и федерального законодательства. И напомнил, что результаты проверки будут переданы в краевую прокуратуру. Кстати, прокурорской экспертизе материалы уже двух(!) аналогичных проверок подвергались: криминала не обнаружено.

На сем прения губернатор предложил прекратить. Все так устали от многочисленных повторов одних и тех же цифр и примеров, причем в одни ворота, что охотно потянулись к выходу. Тем более что оппонентам, присутствующим в зале, дали ясно понять, что слова им больше не дадут.

* * *

Сказано-сделано

В среду, день заседания правительства края, поданы иски в Ленинский районный суд Ставрополя, оспаривающие действия губернатора края, не желающего подписывать, несмотря на преодоленное депутатами вето, несколько последних законопроектов, принятых ГДСК. В их числе и краевой закон о внесении поправок в Устав края, исключающий вице-губернатора из перечня высших должностей исполнительной власти. Судьба основного докладчика на последнем заседании правительства теперь будет решаться в стенах третьей ветви власти.