00:00, 31 июля 2007 года

Летопись края, след души

...Февральская революция 1917 года дала начало новому этапу развития России в прошлом веке. Уже 5 марта правительство объявило о свободе слова, печати, союзов, собраний, а 26 апреля был утвержден закон о печати, который предусматривал отмену цензуры «отныне и навсегда». В этот период в провинции, как и в центре, стали появляться новые издания, часть из которых трансформировалась затем в советскую прессу. Таким изданием на Ставрополье стала газета «Заря свободы», первый номер которой вышел 31 июля 1917 года.

Название издания за все время его существования менялось несколько раз. Романтическую «Зарю свободы» меняют официальные «Известия Совета народных комиссаров Ставропольской губернии», а их – газета с отражающим главное в идеологии диктатуры пролетариата названием «Власть труда», которую после перерыва продолжает «Красная звезда». Позже были и другие названия: «Власть Советов», «Северо-Кавказский большевик», «Орджоникидзевская правда». В 1943 году после освобождения Ставрополя от немецких оккупантов, газета приобретет, наконец, свое сегодняшнее имя - «Ставропольская правда».

В ХХ веке едва ли можно выделить какой-либо другой источник, столь же полно, подробно и разнообразно рассказывающий о жизни того времени, как газета «Ставропольская правда». Ее особенностью наряду с документальностью является эмоциональная окрашенность описываемых событий и судеб, субъективно-творческое восприятие их журналистами-современниками.

Журналистику исследователи называют феноменом творчества и политики, одним из важнейших явлений современной цивилизации. Она является мощным идеологическим фактором, влияющим на эволюцию общественной мысли, организацию общества, на развитие экономики. Являясь составной частью культурного процесса, она активно участвует в духовном и материальном развитии общества. Этот постулат в полной мере относится к общенациональной и региональной прессе. В свою очередь, «Ставропольская правда», как наиболее основательная и яркая составляющая краевого печатного информационного пространства, может рассматриваться таким фактором, во многом определявшим общественное строительство на Ставрополье в течение минувших 90 лет.

Полная драматизма история Советского государства и края широко отражена в публикациях всех предшественниц «Ставропольской правды». Поистине стоически переносили трудности становления страны и сами журналисты. «Условия газетной работы были невероятно тяжелы. Газетчики голодали, получая гроши, исполняли сразу по нескольку должностей, работали по 15 часов в сутки, но погибнуть краевой газете не дали». Это слова из воспоминаний одного из авторов газеты 1923 года. А в номере от 17 августа того же года по случаю 1001-го номера газеты журналисты, подводя определенный итог, напишут с гордостью: «Единственно, чем не страдали наши газеты с самого начала их возникновения, это те болезни, которыми поголовно болели все буржуазные газеты: продажностью и ложью». Убежденность газетчиков того времени в пролетарской правде была огромной и всеопределяющей.

В атмосфере наступления на тех, кто мешает осуществлению вековой мечты человечества о равенстве и братстве трудящихся, творили журналисты в последующие годы. Риторикой борьбы с классовыми врагами пронизаны страницы газеты в 30-х годах, между строк читается страшная правда о голоде 1933 года, когда исполком вынужден был принять постановление о запрете охоты на домашних животных - кошек и собак. Пафосом праведного гнева и самоотречения во имя победы над гитлеровскими захватчиками, рассказами о героических усилиях по восстановлению разрушенного немцами хозяйства полны страницы газеты в 40-х годах.

В годы советской власти газета выполняла функцию не только пропагандиста и агитатора. Встроенная в господствовавшую идеологию, она была мощным организующим звеном в системе всей партийной работы. Она всегда была там, где вершились значимые для экономики края дела: на строительстве Невинномысского и Большого Ставропольского каналов, Ставропольской ГРЭС, Буденновском заводе пластмасс и, конечно же, на хлебных нивах аграрного края, являясь не просто летописцем, но и организатором акций трудового энтузиазма. И наряду с этим, в пределах возможного, - собеседником и опорой для своих читателей. Выступала посредником между властью и населением, своеобразным ходатаем по просьбам обратившихся к ней граждан и была много ближе к простому человеку, чем властные структуры.

Таким мощным средством пропаганды и агитации, выразителем общественного мнения газета оставалась в периоды сталинского культа личности и его развенчания, во время оттепели, застоя и перестройки. В лучшие времена ее тираж доходил до 130 тысяч экземпляров. Действенность выступлений была такова, что почти в каждом номере печатались так называемые «последушки» под рубриками «По следам наших выступлений», «Действенность», «Газета выступила. Что сделано?». Воображение современных исследователей СМИ поражают данные о количестве писем, приходивших в редакцию: «По традиции газета уделяла внимание читательским письмам, число которых росло из года в год: 1960 г. – 16 тыс., в 1961 г. - 19,9 тыс., в 1962 г. – 26 тыс., а в 1966 г. – 32 тыс. писем, из которых 7,5 тыс. напечатано, а по 15700 неопубликованных писем, жалобам, заявлениям, сигналам были приняты меры и их авторам сообщено о результатах». Сегодня такая действенность печатного слова не является, к сожалению, функциональным проявлением российской прессы. А сегодня, кстати, это тем более актуально для общества, так как на данном этапе аналитики и политологи отмечают у власти тенденцию стать самодостаточным институтом и работать только на себя.

...В 1991 году вместе со страной «Ставропольская правда» пережила августовский путч, а затем развал Советского Союза. Последовавшая далее департизация российской прессы, демократизация общества изменили и всех нас, и СМИ. И газета перестала быть партийным печатным органом.

Естественно, что в 90-х годах некоторые изменения претерпели прежде всего цели и задачи издания, в определенной степени изменилась и аудитория. Неизменным оставалась ответственность главной газеты края за информирование населения о деятельности краевой власти. Согласно соответствующему закону, кстати, первому в истории края, он так и идет под № 1-кз, «Ставропольская правда» является официальным публикатором всех законов и других нормативных актов.

В жестких условиях рынка издание старалось сохранить социальную ответственность коллектива, высокий профессиональный уровень творческих кадров.

Газета стала высшей школой профессионального мастерства для многих журналистов, имена которых вписаны в историю Ставропольской краевой организации Союза журналистов России. Среди них особый почет и уважение тем, кто стоял у истоков издания, тем, кто пришел в газету после победы в 1945-м. Трудными дорогами Великой Отечественной войны прошли Павел Дубинин, Леонид Попов, Леонид Махровский, Георгий Калмыков, Александр Маяцкий, Андрей Попутько, Александр Бычков, Ефим Лукашевич, Виктор Филипенко, Петр Федоровский, Анатолий Куликов, Леонид Булатов, Наум Циркель, Иван Ромасёв, Василий Головань, Сурен Петросян и другие сотрудники газеты. Во многом именно они являлись источниками социального оптимизма в коллективе, культивируя созидательность, глубокое уважение к рядовому читателю, ответственность за то, как «отзовется» печатное слово.

Творческий потенциал главной газеты края оставался всегда высоким. Среднее и старшее поколение наших земляков хорошо знает имена известных журналистов «Ставрополки». Это Александр Маяцкий, Ирина Пирогова, Иван Зубенко, Олег Даусон, Тамара Войнова, Наум Чанов, Дмитрий Савченко, Тамара Коркина, Юрий Христинин, Вячеслав и Нина Чечулины, Юрий и Светлана Танхилевич, фотокорреспонденты Юрий Правдин, Александр Щёкин, Павел Фоминов, Константин Тарусов, Михаил Колесников и поныне работающие в газете Валерий Попов, Ольга Неретина. Всех в рамках данной статьи назвать невозможно. Заметим лишь, что эстафета талантов в газете не прерывается и сегодня. В ее новейшую историю вписаны новые имена мастеров пера – Валентины Лезвиной, Елены Рыбалко, Натальи Быковой, Ларисы Прайсман, Андрея Володченко, фотокорреспондентов Эдуарда Корниенко и Александра Цвигуна, художника Владимира Коваленко... Невозможно в ряду творческих работников «СП» не назвать многолетнего руководителя корректорского цеха газеты, филолога широкой эрудиции, заслуженного работника культуры Российской Федерации Беллу Альтус. Во многом её стараниями газета по сей день пытается сохранять культуру слова и чистоту русского языка.

«Ставропольская правда» образца 2007 года выходит за пределы традиционной территории распространения. В 2001 году появился Интернет-проект «Ставропольская правда». Версия каждого выпуска газеты в режиме on-line доступна сегодня всем пользователям Интернета. Она находит читателей по всей России и за рубежом. В дни трагических событий июня 2002 года – наводнения в Кочубеевском районе и Невинномысске – редакция реализовала через Интернет спецпроект «Стихия», из которого о трагедии узнали люди из многих регионов страны и из-за рубежа. На контакт с редакцией в те дни посетители Интернета выходили даже из Соединенных Штатов Америки. Многие предлагали свою посильную помощь в преодолении разрушительных последствий наводнения, искали информацию о родных и близких, через редакцию устанавливали контакты с пострадавшими.

Это всего лишь один пример, свидетельствующий о выходе газеты на новую орбиту. Журналистский коллектив, являя собой сплав опыта и молодости, оказался восприимчивым к новейшим информационным технологиям. Из всех действующих электронных версий ставропольской периодики версию «Ставропольской правды» специалисты считают наиболее профессиональной.

Есть и другие примеры нового подхода коллектива газеты к отражению на ее страницах реалий современной жизни. Пять лет назад коллектив «Ставропольской правды» стал больше на одного человека – в штат был принят уроженец Курского района Константин Рябоконь. Он и по сегодняшний день получает здесь зарплату, хотя на работе ни разу не был. Потому что радиотелеграфист разведывательно-десантной роты Константин Рябоконь погиб смертью храбрых на чеченской войне 16 октября 1999 года.

«Ставрополка» же стала инициатором и спонсором встречи Татьяны Рябоконь и Надежды Шубиной, мамы боевого товарища Кости – Романа, который бросился ему на выручку и погиб вместе с ним. Дело даже не в том, что деньги от «Ставропольской правды» буквально помогли семье выжить. Большое социальное значение этой акции свидетельствует не только о высоком профессионализме коллектива «Ставропольской правды», но и его человеческой зрелости и гражданской позиции.

*****

...Подшивки газеты «Ставропольская правда» за 90 лет наполнены историческими событиями, фактами общественного бытия. Все это имеет большое значение для исследователей данного периода развития российского государства. 90-летняя история главной газеты края – это действительно сама жизнь, это также след души журналистов, творивших честно и увлеченно, бесконечно преданных своему трудному и счастливому ремеслу.

Сокращенный вариант. Полный текст статьи публикуется в книге «Мы будем жить долго…».

Марина КОРНЕЕВА