00:00, 25 июля 2007 года

И все-таки, амнистия ли?

Вспомним, что наибольшего размаха дачное движение приобрело в середине 80-х годов – в период горбачевской перестройки. Владельцами садовых и огородных участков в стране стали около 90 миллионов человек. Однако за последние 10-15 лет положение в дачном хозяйстве заметно ухудшилось. Еще недавно в Ставропольском крае насчитывалось 234 садоводческих товарищества, объединяющих 84 тысячи членов. А что сейчас? Как заявил В. Федоров, председатель краевого и городского союза садоводов и огородников, на начало этого года на Ставрополье осталось 175 товариществ, а число их членов сократилось до 50 тысяч.

Только-только получив земельные участки, граждане стали с энтузиазмом их облагораживать. Ведь не секрет, что земли, как правило, выделялись на неудобьях, а если и на пахотных участках, то далеко не самых плодородных. Со временем, где позволяли технические условия, члены дачных товариществ за свой счет подвели воду, электричество, а кое-где и газ. Значительно улучшили подъездные пути и дороги внутри дачных массивов. И все это за собственные средства. Знали бы, что через 15-20 лет это облагораживание обернется против них же. Наши граждане вправе были ожидать встречной помощи от государства в виде хоть каких-то льгот. Но, кроме обещаний, члены дачных товариществ не получили ничего. Зато подорожало все: стоимость проезда, вода, электроэнергия (на дачах не действуют сельские тарифы), средства защиты растений и т.п. Дачники остались один на один со своими проблемами. Элементарная калькуляция затрат на содержание дачи показала, что проще отказаться от земли, чем что-то на ней выращивать.

Возможно, эти вопросы решались бы легче, если бы в правительственных и законодательных органах был представитель, защищающий интересы садово-огороднических товариществ. Хочется надеяться, что нынешняя краевая Дума возьмет на себя защиту дачников. Все-таки это тоже избиратели.

По-прежнему в числе основных забот дачника остается регистрация права собственности на земельный участок. Одни граждане участки продают, другие покупают. Ускорить все эти нелегкие манипуляции и призван, по задумке авторов, 93-й федеральный закон, упрощающий оформление прав собственности на земельный участок и прозванный за это в СМИ «дачной амнистией». Увы! Но «прозвище» это касается лишь пары позиций.

Новый закон позволяет собственникам дачных домов, построенных без разрешения, признать право на них без судебных процедур. Максимально упрощаются правила приватизации других объектов недвижимости, построенных на дачном участке (бань, сараев, хозблоков). Их можно зарегистрировать вообще без техпаспортов, лишь на основании декларации об объекте недвижимости. Даже справка БТИ не потребуется.

Но к таким манипуляциям прибегают чаще дачники Подмосковья. Жителям Ставрополья интересны прежде всего правила приватизации земельных участков. К сожалению, по отношению к ним новый закон ничего не упростил. Беру на себя смелость это утверждать, так как лишь недавно закончил восьмимесячную процедуру обретения права собственности на свой дачный участок. Независимо от закона сохранились прежние инструкции, прежние сроки исполнения документов.

Вся процедура начинается с заявления о выдаче кадастрового плана участка в одном из отделов Роснедвижимости по СК. К заявлению необходимо приложить один из документов о том, что земля когда-то вам была выделена для ведения подсобного или дачного хозяйства. Кадастровый учет пройдет безболезненно при условии, если границы участка определены однозначно. В противном случае нужно проводить межевание, то есть определение общей границы вашей дачи.

Что такое «определены однозначно», нигде в законе не расшифровано. Например, в моем свидетельстве на землю, выданном сельским советом, указан план участка и даны его размеры. На этом основании на границах участка поставлены реперы, которые в течение 14 лет не оспорены соседями. Но… для земельной палаты эти данные юридической силы не имеют. Значит, надо проводить межевание, согласовывать мероприятия с соседями. На этот счет действуют прежние инструкции Министерства имущества РФ, которые не увязаны с реалиями жизненных ситуаций. Например, с одной стороны моего участка нет реального соседа. 14 лет его никто в глаза не видел. Правление товарищества его разыскивает, так как он ни разу не заплатил членские взносы. Акт, выданный на этот счет правлением ДНТ, земельная палата в расчет не принимает. Решение этой коллизии в моем случае затянулось на три месяца.

А в это время с трибун говорят, что «дачная амнистия» упрощает все процедуры. Поистине права пословица: гладко было на бумаге, да забыли про овраги...

После проведения межевания все землеустроительные материалы вновь надо нести в МУП «Земельная палата» на утверждение уточненного кадастрового плана земельного участка. И ждать этого решения приходится целый месяц. Вся процедура стоимостью в три тысячи рублей и с не поддающимися учету затратами нервов и энергии нужна для того, чтобы удостоверить, что площадь моего участка теперь не 800 квадратных метров, а 800,16. Только теперь можно идти в регистрационную службу и, заплатив 100 рублей госпошлины (а не 500, как раньше), получить долгожданное свидетельство на право собственности.

Зная эти трудности (их-то быстро разносит сарафанное радио), только около пяти процентов дачников занимаются регистрацией своего участка. И то, как правило, когда собираются его продавать.

Владимир БУРДЮГОВ