00:00, 19 июля 2007 года

Верните старьевщиков

Тема эта, можно сказать, сквозная почти на всех совещаниях в краевом правительстве. Губернатор неустанно повторял и раньше, что надо всем миром бороться с несанкционированными свалками. Причем его предложения частенько восходили к советским временам, когда за чистотой наблюдали не только чиновники, но и общественность в лице народных контролеров, комсомольских активистов и др. Хорошо также, и на этот раз заметил А. Черногоров, возродить субботники и воскресники. Конечно, как «одноразовые» формы борьбы с замусориванием края энтузиазм масс достаточно эффективен. Особенно высоки трудовые результаты, если народ выходит на работы по очистке во главе, к примеру, с министром. Проблема, однако, в том, что каждый день заниматься не своим делом министр просто не имеет ни времени, ни права. Значит, речь надо вести о системе.

Как построить эффективную систему избавления от мусора? Ответить на этот вопрос взялся докладчик – министр природных ресурсов и охраны окружающей среды края Н. Панасенко. Буквально накануне заседания ведомство попросило руководителей муниципальных образований заполнить анкеты. Выяснилось, что большинство имеют весьма туманное представление о реальной санитарной обстановке на вверенной территории. А главный вопрос, который их волнует, - где взять денег? А ведь и на него есть ответ. Один из возможных финансовых источников – платежи за негативное воздействие на окружающую среду. В прошлом году за это было заплачено всего 71 млн. рублей. Непростительно мало. А как увеличить сбор, если «экологическая» налоговая база сформирована всего на одну треть. «Поднажать» на этом направлении было бы весьма полезно, учитывая, что 80 процентов сборов, согласно закону, должно оставаться в крае. Но для того, чтобы этот денежный источник «забил», необходимо на деле скоординировать усилия всех уровней власти. А вот этой согласованности добиться не удается много лет. Необходимо создать льготные условия для развития так называемого экологического бизнеса, усилить инспекторский корпус природоохранного министерства, разработать целевую программу «Отходы» и одноименный краевой закон, образовать межведомственную комиссию по контролю за деятельностью в сфере обращения отходов. Привлечь также науку. Уборка и утилизация мусора давно нуждаются в новых технологиях. Но вместе с тем, по словам министра, главную скрипку должны играть все же муниципалитеты.

От имени местного самоуправления взяла слово председатель Шаумяновского сельского совета Георгиевского района Л. Несвет: «Как у нас с уборкой отходов? Да никак!» Оказывается, все дело в разделении полномочий. Собрать и вывезти мусор – обязанность сельсовета, а вот его переработка – это уже дело муниципального района. Так и живут. Сельсовету позарез нужен новый полигон. Есть место и даже проект, но дело не двигается, потому что полномочия не его. Деньги под эти полномочия соответственно также выделяются району. В этом году на все про все дали 600 тыс. рублей. По нынешним ценам не хватит и на разработку проектно-сметной документации. Раньше хоть дедушка приезжал на бричке, забирал старье и находил ему позже применение. Вот и не валялось ничего лишнего в округе. Те же пластиковые бутылки, ставшие настоящим бедствием, захламляющим округу, можно было и сегодня сдавать на переработку, да не принимает их никто.

Министр ЖКХ, строительства и архитектуры края И. Ковалев констатировал, что и техническая база утилизации и переработки мусора в плачевном состоянии. Парк спецмашин и контейнеров надо увеличивать по крайней мере в три раза. Около 70 процентов действующих полигонов не соответствуют санитарным нормам. Происходят порой удивительные вещи: давно закрытая и законсервированная свалка вдруг возрождается и начинает работать - мусор девать некуда. Захламлены поймы рек, придорожная территория.

По мнению первого заместителя руководителя администрации КМВ В. Вышинского, все дело в отсутствии региональной схемы санитарной очистки. Об этом, по его словам, должно побеспокоиться министерство ЖКХ. И спросить с муниципалитетов, которые на своем уровне также должны разработать аналогичные схемы. Для этого, конечно, надо провести своего рода паспортизацию всех хозяйствующих субъектов. Ибо сегодня, по его выражению, «белые и пушистые», а их большинство, просто уклоняются от обязанности прибираться на прилегающей территории.

Своеобразный мастер-класс преподал глава города Лермонтова Д. Чайка. В их городе проблемами мусора занимается, как и раньше, одно предприятие - МУП «ЖКХ». И отлично с этим справляется. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать коротко: полезные отходы, такие, как люминесцентные лампы, пластик, шины, - сортируются и затем перерабатываются. Действует система «от мусорного бачка до полигона». Рассматривается даже вопрос об установке на свалке видеонаблюдения, чтобы не допустить и малейших технологических нарушений.

Губернатор предложил всем изучать опыт города. С одобрением отозвался о докладе градоначальника и заместитель председателя правительства М. Арсланов, назвавший сжигание мусора «тупиковым путем», имея в виду деятельность Пятигорского мусоросжигательного завода. Но пока об этом легко только говорить. А вот до создания реальной тотальной системы переработки отходов и вторичного их использования нам еще далеко. Эти идеи заложены в принятом на заседании распоряжении правительства края. По сути дела, мы в начале пути.

Без обсуждения утвержден ряд постановлений ПСК, касающихся здравоохранения, образования, правонарушений на потребительском рынке и др.