00:00, 17 июля 2007 года

Дефекты продвижения

- В разгар уборки Аграрная партия России объявила о массовой акции протеста против трехлетнего бюджета, принятого ГДРФ. По мнению председателя АПР В.Плотникова, выделенных на поддержку сельского хозяйства 0,54% расходной части бюджета не хватит на выживание, не говоря о развитии. Как вы оцениваете этот документ, уже одобренный парламентским большинством?

- Насколько мне известно, в нашем крае к акции протеста присоединились далеко не все районы. Не потому, что не желают отстаивать позиции крестьянства. Просто не до того. Все заняты в поле, некогда митинговать. Да, конечно, хотелось бы более мощной аграрной составляющей в одобренном бюджете. Но надо учитывать, что есть и иные государственные целевые программы, реализация которых так или иначе способствует развитию села.

В этом году в нашем крае на поддержку сельскохозяйственного производства выделено из краевого бюджета свыше 1 миллиарда рублей, что в три раза больше уровня 2001 года. Суммы растут, однако и этих средств крайне недостаточно. Большая надежда на утвержденную правительством России государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков до 2012 года. Как заявил министр сельского хозяйства России А. Гордеев, на реализацию этой программы в течение пяти лет из федеральных ресурсов будет выделен 551 млрд. рублей. Объем ежегодного финансирования планируется увеличить в два раза. Программа предусматривает предоставление бюджетных средств регионам только на условиях софинансирования, и, кроме того, на основе конкурсного отбора проектов по повышению качества жизни сельского населения.

- Из районов потоком уезжают люди, родители всеми правдами и неправдами стараются пристроить детей в городе. Что можно сделать, чтобы остановить этот процесс?

- Это, вообще говоря, объективная тенденция в связи с тем, что техническое оснащение сельского хозяйства улучшается. Юг России более благополучен в этом смысле, но проблема тем не менее актуальна и для нас. И еще как. Именно в нашем регионе находятся стратегические массивы пшеничного поля. Кто будет кормить страну? Выход один - молодых специалистов необходимо заинтересовать, чтобы они остались и работали на земле. Им надо дать жилье, обеспечить детей детскими садами, школами, организовать личный досуг. Ожидается, что положение выправит новая правительственная программа, в которой заложены три приоритетных направления - ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и строительство на селе жилья для молодых специалистов.

Краевой парламент со своей стороны также озаботился этой проблемой. Внесены изменения в закон «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», которые упрощают условия бесплатного получения земли под индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства. Ценз оседлости, обязательный для этого, сокращен с десяти до трех лет. Бесплатно получат землю также все сельские и городские жители края, ютящиеся в помещениях, не отвечающих установленным законодательством России требованиям, в том числе расположенных в опасных зонах (оползней, селевых потоков и др.).

- Не секрет, что ухудшается и кадровый состав в АПК.

- К сожалению, только пятая часть выпускников аграрных вузов и техникумов закрепляется на селе. Ничего удивительного в этом нет. Судите сами. В целом по сельхозотрасли средняя заработная плата сложилась чуть более трех тысяч рублей. В то время как в финансово-кредитной сфере края – 14 тыс. рублей, в электроэнергетике – 8,1 тыс. рублей, нефтедобывающей и газодобывающей отрасли – 7 тыс. руб. Куда пойдет работать молодежь, нетрудно догадаться. В сельской местности и у земледельца, и у животновода сегодня доходы должны быть как минимум 10 тысяч рублей в месяц. Иначе мы не сможем остановить отток населения. В ближайших планах парламента - принятие закона о государственной поддержке кадрового потенциала АПК Ставрополья.

- Сокращение численности населения – следствие конкретных экономических процессов. Сотни коллективных предприятий в результате реформ прекратили свое существование. Что с этим делать?

- Статистика действительно печальная: около 50 процентов СХП практически прекратили свою производственную деятельность. Вместо них пришли инвесторы, в основном представляющие частные компании. Но и по сей день в АПК присутствует значительная «группа риска» - предприятия, которые потенциально могут войти в процедуру банкротства. Из-за огромной задолженности они не способны финансово обслуживать даже свою текущую деятельность. Причем списание или отсрочка задолженности бюджету в рамках федерального закона о финансовом оздоровлении коренным образом не решает проблемы, пока не выработана экономическая система их поддержки. В Думе начата разработка закона об экономическом оздоровлении неплатежеспособных СХП в крае. Мы должны учитывать, что банкротство проходит зачастую под вывеской инвестирования, но на деле редко обходится без нарушений законодательства. А ведь проблема имеет и социальные корни. На селе именно эти хозяйства являются «градообразующими». В случае разорения неизбежно начинает угасать и жизнь вокруг. Законопроектом предполагается введение новых правил инвестиционной деятельности в отношении тонущих хозяйств, а также принципов составления перечня СХП, нуждающихся в помощи. Состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли депутаты, представители краевого минсельхоза, муниципалитетов, ученые. Есть полезные предложения.

- Почему, на ваш взгляд, наша перерабатывающая отрасль так отстает? Магазины завалены молочными продуктами, подсолнечным маслом, макаронными изделиями из соседних регионов или заграничными. Почему мало на продуктовых прилавках наших ставропольских товаров?

- У нас в крае нет кризиса в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Есть куда расти. Для обеспечения населения края продуктами питания согласно медицинским нормам, в частности, производство мяса и молока необходимо удвоить, а производство яиц увеличить на 30 процентов. Эту задачу предприятия АПК решили бы быстро. Если бы не дефекты продвижения товара как на нашем внутреннем рынке, так и за пределами края. Государственные и муниципальные органы власти никак не защищают интересы краевых товаропроизводителей: в результате инфраструктура продовольственного рынка сформировалась с перекосом в пользу заезжих поставщиков. И вступивший в силу закон о рынках лишь в малой степени решает эту проблему. Дело не только в засилье разного рода торговых сетей: краснодарских («Тройка», «Магнит»), столичных («Патерсон», «Флагман») и даже зарубежных («Метро»), но и в отсутствии закона о краевом товарно-оптовом рынке. Вот уже более 10 лет эта тема обсуждается. В аграрном комитете еще прошлого созыва были проведены депутатские слушания, подготовлены рекомендации, однако воз и ныне там. Депутаты четвертого созыва намерены повторить попытку принятия законопроекта, предусматривающего меры по защите нашего регионального рынка от проникновения некачественной, сомнительного происхождения продукции из-за границы и других регионов.

- Вертикально интегрированные холдинги увели большую долю налогов из краевой казны. Это проблема, возникшая не сегодня. И тем не менее остается вопрос,как добиться от работающих на нашей территории предприятий реального участия в проблемах края? Есть ли такие законодательные возможности?

- Это действительно серьезная проблема, причем не только нашего региона. Краевая Дума еще третьего созыва дважды выходила на федеральный уровень с законодательной инициативой по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части определения налоговой базы организаций, входящих в финансово-промышленные группы и холдинги, и справедливого распределения выплат между субъектами РФ. Дважды нам отказывали. Более того, центр изначально ставит нас в невыгодное положение, принимая законы об отдельных региональных налогах, предусматривающих льготы для холдингов. В частности, бонус по налогу на имущество для топливно-энергетических компаний лишает краевой бюджет значительных средств. Так что ответ на ваш вопрос следует искать в Москве.