00:00, 19 июня 2007 года

Подводная лодка в степях Ставрополья

В минувшую пятницу по завершении визита в Ростовскую область первый заместитель председателя российского правительства Сергей ИВАНОВ встретился с небольшой группой руководителей средств массовой информации Юга России. Ставрополье на встрече представлял главный редактор «Ставропольской правды». Мы расскажем лишь о некоторых моментах более чем двухчасовой беседы.

Разговор был начат вопросом «Ставропольской правды» о недавнем заявлении нашего собеседника, будто Россия в недалеком будущем войдет в пятерку наиболее развитых экономик мира. Не вызывает ли такое заявление скептическую реакцию у наших западных, да и восточных партнеров?

- Я высказал не только свою позицию, - сказал в ответ С. Иванов. - Ее придерживаются многие авторитетные эксперты на Западе. Наша страна действительно способна войти примерно через двенадцать лет в пятерку лидеров в экономике при условии, что кардинально не изменится макроэкономическая ситуация, и мы не потеряем нынешних темпов роста. Уже сегодня Россия занимает третье место в мире по золотовалютным запасам, успешно развивается ряд наукоемких отраслей, способных стать точками роста для других сфер. Мы вполне можем достичь уровня доходов в 30 тысяч долларов на душу населения. Конечно, при еще одном важном условии: правительство страны не должно совершать серьезных и уж тем более системных ошибок.

Жителей Ставрополья весьма интересует тема строительства Азово-Каспийского морского пути через Манычскую впадину, ставшая в последние дни для края едва ли не сенсацией. Здесь позиция вице-премьера была куда менее оптимистической.

Водный транспорт, безусловно, является наиболее выгодным, и развитые государства используют его на полную катушку, сказал С. Иванов. Кто бывал на Дунае или Рейне, видел, что эти речные артерии напоминают оживленную автотрассу. У нас, к сожалению, Волго-Дон-ской канал, связывающий бассейны Каспийского и Черного морей, – это слабое звено всей водно-транспортной системы страны. Обладавший еще изначально невысокой пропускной способностью, минувшие двадцать лет он не получал никаких средств даже для поддержания в полноценном рабочем состоянии, не говоря уже о развитии.

Однако думать, что очередной «проект века», каким выглядит морской путь через Маныч, позволит исправить положение дел, не стоит. Проект этот абсолютно не просчитан, считает С. Иванов, прежде всего с экологической точки зрения. Соединение «напрямую» двух совершенно разных экосистем способно привести к последствиям, даже малую часть которых не скомпенсируют экономические выгоды, если они вообще будут. Так что это не проект, а «прожект» чистой воды, заявил вице-премьер.

Тем не менее проблема остается, и ее решение С. Иванов видит в прокладке второй «нитки» Волго-Донского канала, благо осуществленный в свое время землеотвод позволяет это сделать без лишних препон. Тем самым узкая и медлительная шлюзовая дорога приобретет необходимую «двухполосность», и ее пропускная способность вырастет в несколько раз. К тому же окрепший канал даст неплохой шанс для возрождения судостроительной и судоремонт-ной отраслей в Волгограде и Таганроге, поспособствует переносу и расширению Ростовского порта, которому давно не место в центральной части города. Кстати, вице-премьер не без гордости сообщил, что грузооборот российских внешних портов превысил цифры советского времени, а ведь многие тогдашние морские ворота страны остались в бывших республиках, независимых ныне государствах. Вот бы и внутренние порты сделать столь же эффективными…

Еще один масштабный проект интересовал представителей сразу нескольких субъектов ЮФО – новая автомобильная дорога, которая через Кавказ-ский хребет выйдет непосредственно к сочинскому побережью. Такая трасса необходима, подтвердил С. Иванов, но на ее пути расположен Кавказский биосферный заповедник, а значит, вновь возникают проблемы с экологией. Я ни в коей мере не абсолютизирую экологическую составляющую, продолжил он, и по роду своей прежней работы за рубежом не раз видел, как ее используют в политических, корпоративных, а то и личных целях, но проигнорировать «зеленый фактор» не удастся. К тому же вице-премьер не очень верит в возможность возведения трассы за счет казны и полагает, что необходимые средства должны вложить инвесторы. Не те, что будут брать плату за проезд – такая дорога по определению не может быть платной, – а те, кто получает немалые прибыли от эксплуатации черноморских и горнолыжных курортов. Такое для них должно быть своеобразное обременение.

Причем строительство сочинской автотрассы С. Иванов абсолютно не связывает с «олимпийской» дилеммой. Вне зависимости от решения Международного олимпийского комитета правительство России будет активно развивать Черномор-ское побережье Кавказа. Просто, если выбор будет сделан в пользу Сочи, объем обязательств увеличится, они приобретут международный характер. Принципиальных же отличий в подходах не возникнет.

На встречу с журналистами вице-премьер прибыл непосредственно с «Ростсельмаша», что, естественно, вызвало вопрос о перспективах комбайностроительной отрасли. В частности, не будут ли увеличены пошлины на импортные комбайны?

Практика Евросоюза такова, рассказал С. Иванов, что, купив комбайн производства ЕС, фермер получает государственную субсидию в размере половины его стоимости. Да и вообще сельское хозяйство там дотируется в десятки раз больше нашего. Стратегическая эффективность подобных мер, по мнению вице-премьера, весьма сомнительна, тем более при нашем менталитете. В конце концов, многолетние преференции отечественному автопрому так и не привели к созданию хоть сколь-нибудь конкурентоспособной марки автомобиля.

К тому же государственный протекционизм расходится с требованиями Всемирной торговой организации, куда Россия рано или поздно должна вступить. Членство в ВТО, по мнению вице-премьера, для нашей страны будет в целом полезным. Конечно, кто-то проиграет, но кто-то и выиграет. Плюсов здесь больше, чем минусов. Единственно, вступать в ВТО мы должны на стандартных условиях, без всяких особых требований, на которых настаивают некоторые ревнители западной демо-кратии. Мы и сейчас выполняем некоторые обязательства, как будто уже являемся полно-правным членом торгового сообщества. Но это не может длиться вечно. Россия не станет уподобляться, как выразился вице-премьер, известному животному, идущему за подвешенной перед мордой морковкой.

Вопрос коллеги из Волгограда о судьбе тамошнего ледового дворца, который никак не может реализоваться, позволил С. Иванову затронуть еще одну важную для него тему. Как председатель попечительского совета фонда «Новое поколение» он выступает прежде всего за развитие массового спорта, позволяющего отвлечь молодежь от, скажем так, нездоровых занятий. Фонд уже немало делает для создания спортивных сооружений, рассчитанных на массовый спрос. Я двумя руками за ледовые дворцы, сказал вице-премьер, но их нужно строить там, где есть все возможности, в первую очередь финансовые. Общественные фонды столь масштабный груз не потянут. Лучше заниматься делами попроще, но с большим эффектом.

В процессе разговора было обсуждено еще немало тем: охраны границы, занятости населения, оборонного заказа и прочих, вплоть до прикаспийского браконьерства. Здесь интерес вызвала информация о готовящемся постановлении о безусловном уничтожении браконьерского конфиската, чтобы рыба и икра, добытые в нарушение закона, не попадали «левым» путем на рынок, порождая коррупцию. Вот только комментировать российско-грузинские отношения в связи с событиями в Южной Осетии Сергей Борисович категорически отказался.