00:00, 8 июня 2007 года

И жизнь, и слезы, и любовь…

В четыре года Леночка научилась самостоятельно ходить, семилетний Сережа членораздельно произносит уже два десятка слов, четырнадцатилетнему Володе – умнице, с «сохранным интеллектом» – удалось «разработать» правую кисть, и теперь он может, сидя в инвалидной коляске, работать на компьютере…

Мамочки наперебой спешат рассказать об умении своих детей - рисовать, вышивать, петь, а в самых счастливых случаях - самостоятельно ходить, кушать и одеваться... А ведь в свое время сердобольные врачи говорили родителям: «Отдайте этого ребенка государству, а себе рожайте другого, иначе не выдержите». И многие, услышав один только диагноз – ДЦП (детский церебральный паралич), действительно не выдерживали.

- Когда на нашу семью обрушилось это горе, - рассказывает бабушка Жени Круглова, - я не знала, кого мне спасать прежде – внука или дочку. Дочь – красавица, закончившая с красным дипломом в Питере университет – была чуть ли не на грани помешательства. Опустила руки и сама опустилась, даже за собой перестала следить. У нас не высыхали слезы. Врачи сказали: у мальчика никаких перспектив… А сегодня мы учимся в обычной школе, в коррекционном классе. Дочка устроилась на работу, и ее очень ценят. Вы не знаете, что такое умереть, а потом снова вернуться к жизни. Нас из такой бездны вытащили… Вытащили вот эти самые женщины, что здесь работают. Наши ангелы-хранители!

- Едва ли не в первую очередь психологическая помощь действительно нужна родителям этих детей, - говорит заведующая отделением реабилитации Центра Раиса Сухарева. - Горе буквально парализует матерей, они уверены, что жизнь для них кончилась сразу и навсегда, и ничего поделать, мол, уже нельзя. Так проходят месяцы и годы, ребенок не получает должного развития и в конце концов действительно становится обреченным на полурастительное существование. Между тем родителям нужно как можно быстрее взять себя в руки и начинать работать с ребенком - уже с первых месяцев жизни.

Служба психологической помощи, созданная на базе Центра, как раз и призвана «привести в чувство» родителей: снять с них шоковую реакцию и пробудить позитивный настрой. Ведь даже жизнь с ребенком, больным ДЦП или болезнью Дауна, может подарить немало своих маленьких радостей, открытий и побед. Только надо без устали работать и не унывать.

- За мою практику, - продолжает Раиса Ивановна, - было немало удивительных случаев - нет, разумеется, не чудесного исцеления, но вполне успешной реабилитации и адаптации к жизни в обществе. Причем каждый раз это были очень тяжелые детки, от которых родителям предлагали отказаться прямо в роддоме. Но мамы и бабушки, и даже папы боролись за них изо всех сил, и общими усилиями удавалось сделать почти невозможное.

Конечно, одного только родительского желания недостаточно. В работе с детьми, имеющими умственные и физические дефекты развития, нужны высочайший профессионализм и квалификация.

По словам бабушки Жени Круглова, она (заслуженный учитель, с двумя дипломами) никогда не смогла бы дать своему внуку и малой толики того, что дают специалисты центра:

- Это совершенно уникальная методика, не имеющая ничего общего с привычными навыками воспитания и обучения маленьких детей. Ведь представьте: прежде чем начнут они рисовать, надо, во-первых, научить ребенка держать кисть, а во-вторых, пробудить его интерес к тому, чтобы обмакнуть эту кисть в краски и провести ею по бумаге...

- Важен и другой нюанс, - подключается к разговору Диана, мама четырехлетнего Толика. - Зачастую из жалости, видя, что ребенку или больно, или не хочется, или не интересно, родители оставляют все самостоятельные попытки заниматься с ним. Сколько раз я сама ловила себя на мысли: зачем я мучаю себя и сына, оставь его в покое, дай ему жить так, как он может. Очень важно не поддаться этому чувству, преодолеть сомнение. Потому что в данном случае даже определенное насилие будет только во благо. И пример такой воли и дисциплины могут дать только посторонние люди – социальные педагоги и врачи.

Кстати сказать, занятия в Центре для детей с инвалидностью проводятся бесплатно. Врачи по ЛФК, медсестры, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы по труду, арттерапевты занимаются с каждым из них по индивидуальной программе реабилитации вплоть до совершеннолетия. Если же ребенок и его родители по объективным причинам не могут самостоятельно приходить в Центр, его сотрудники все восемнадцать лет будут посещать эти семьи на дому.

Восстановление нарушенных функций у детей с дефектами развития – это только одно из направлений в деятельности Центра социальной помощи семье и детям. Вот еще одна сторона нашей жизни: пока в одной половине Центра родители и социальные педагоги бьются над тем, как вдохнуть жизнь в искалеченных болезнями детей, во второй половине специалисты этого же учреждения изо всех сил пытаются реанимировать родительский инстинкт у матерей, бросивших на произвол судьбы своих здоровых – с руками-ногами и полноценным интеллектом – детей. С этой целью здесь работают отделения профилактики безнадзорности, помощи матерям, оказавшимся в кризисной ситуации, психолого-педагогической помощи.

- До того как ребенок будет поставлен на учет в милицию или мать лишена родительских прав, - рассказывает социальный педагог Александра Саверская, - их пытаются спасти специалисты нашей службы. Над социально неблагополучными семьями устанавливается своеобразный патронаж, который позволяет держать ситуацию под контролем, а главное, оказывать необходимую поддержку - продуктами ли, психологической или медицинской помощью, юридическими консультациями. Ребенка, чтобы оторвать от улицы, пытаемся занять интересным делом: водим на экскурсии, концерты, привлекаем к художественной самодеятельности или спорту. На каникулах на базе Центра работает летний лагерь…

Нет необходимости говорить о значимости такой службы. Только вот все эти «души прекрасные порывы» могут в одночасье прекратиться: администрация города Ставрополя подала на Центр судебный иск с требованием освободить помещение. Прекрасное место в нижней части города, где находится социальное учреждение, - слишком лакомый кусочек.

Виктория БАЙГУЛОВА