00:00, 6 июня 2007 года

Кто украл у Ходорковского

- Управлением ФСБ Росии по Ставропольскому краю, - рассказывает офицер управления, - была получена информация о том, что житель Невинномысска, директор ООО «Архыз» Олег Лиев планирует приобрести акции крупных ставропольских предприятий - «Невинномысский комбинат хлебопродуктов», «Кочубеевский комбинат хлебопродуктов», «Невинномысский шерстяной комбинат», «Протос» и «Капма». По оценкам специалистов, их общая стоимость составляла около десяти миллионов долларов.

Однако было известно, что «Архыз» фактически не ведет никакой финансово-хозяйственной деятельности. Объем его бизнеса весьма незначителен. Был резон, согласитесь, заинтересоваться Лиевым и его фирмой. Выяснилось, что Лиев – фигура вполне самодостаточная. Он довольно свободно распоряжался денежными средствами, зачастую значительно переплачивал за приобретаемый бизнес и недвижимость. Решения принимал самостоятельно и ни перед кем не отчитывался.

Небезынтересной оказалась и история ООО «Русский газ», соучредителем которого Лиев стал еще в 2002 году. Общество было зарегистрировано по вымышленному адресу и состояло из двух человек – самого Лиева и Алексея Семенюты. Через три месяца после учреждения «Русского газа» Лиев продал свою долю генеральному директору Семенюте, который и остался единственным работником фирмы. Несмотря на это, ее годовой оборот составлял... около миллиона рублей. Откуда рублишки? «Русский газ» как контрагент «Ставрополькрайгаза» занимался истребованием кредиторской задолженности с крупных потребителей - таких, как Ставропольская и Невинномысская ГРЭС, и других.

- При проведении оперативных мероприятий, - продолжает офицер управления ФСБ, - стало ясно, что источником благополучия Лиева и Семенюты является как раз коммерческая деятельность «Русского газа». Для вскрытия механизма хищения и легализации денежных средств мы привлекли специалистов КРУ Минфина РФ. Были проведены встречные финансовые проверки между Ставропольской ГРЭС, «Русским газом» и «Ставрополькрайгазом». Анализ показал, что Семенюта должен как минимум 50 процентов поступающих денежных средств выводить из легального оборота фирмы.

А помогал ему в этом управляющий филиалом ОАО Банка «Менатеп Спб» (сейчас ООО Банк «Траст») Игорь Бабенко. К расследованию подключились и специалисты федеральной службы по финансовому мониторингу. Предположения оперативников службы безопасности подтвердились. «Русский газ» около 60 процентов поступающих платежей не направлял в «Ставрополькрайгаз», а обналичивал и выводил из официального оборота через 17 коммерческих структур. Проверка всех учредителей и директоров этих фирм выявила одну странную закономерность: все они «замыкались» на некоем Владимире Ерине, который работал водителем у ... Лиева и Семенюты.

В ходе следствия также были вскрыты факты участия Лиева и Бабенко в хищении 119 миллионов рублей у «Менатепа». Об этой истории в свое время много писали, и «Ставропольская правда» тоже. Но механизм махинации оставался за кадром. А происходило все так. Ерин, как физическое лицо, открыл в филиале «Менатепа» два счета, и с 2004 года на них зачислялись крупные суммы. Документальным основанием для этого были приходные кассовые ордера, по которым он якобы сдавал наличные в кассу банка. Кассовые работники филиала оприходовали «воздух» по прямому письменному указанию управляющего филиалом Бабенко. Дальше «воздушные деньги» переводились со счета Ерина на счета подконтрольных ему юридических лиц. Результатом всей этой аферы стал стремительный рост недостачи в кассе филиала «Менатепа».

На завершающей стадии операции, увы, произошла утечка информации. И все участники преступной группы скрылись, захватив с собой бухгалтерские документы «Русского газа». Все четверо – Лиев, Семенюта, Бабенко и Ерин - были объявлены в федеральный розыск. Позже Ерин добровольно сдался властям и находится под подпиской о невыезде. Семенюта был задержан в Невинномысске, а Лиев – в Москве. Оба они арестованы.

Бабенко до сих пор скрывается в Литве, выдавая себя за соратника Михаила Ходорковского. На основании этого ему предоставлено политическое убежище. Литовский суд вынес такое решение, несмотря на то, что руководство банка неоднократно официально заявляло, что дело в отношении Бабенко носит «исключительно уголовный характер», а сам Ходорковский (который утверждал на допросах, что не был даже знаком с Бабенко) признан по этому делу потерпевшим (пострадавшим?): ведь «Менатеп» входил в структуру «Юкоса».

В ходе следствия (его вела следственная бригада в составе сотрудников Генпрокуратуры РФ в ЮФО, УФСБ РФ по СК и следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ при ГУВД по СК) удалось объединить в одно одиннадцать уголовных дел по различным эпизодам противоправной деятельности Лиева и Ко, установить местонахождение всех бухгалтерских документов «Русского газа» и получить другие документы по финансовой деятельности подконтрольных Лиеву фирм. Судебно-экономическая экспертиза финансово-хозяйственной деятельности «Русского газа» показала, что с 2001 по 2004 год у «Ставрополькрайгаза» были «уведены» 446 миллионов рублей, а у «Менатепа» - 128 миллионов.

Всем четверым (Бабенко - заочно) предъявлено обвинение в мошенничестве, присвоении или растрате, совершенных организованной группой либо в крупном размере, и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

- Это уголовное дело, - подчеркнули в пресс-службе УФСБ по краю, - отличается от других не только суммой похищенного (около 600 миллионов рублей), многоэпизодностью (установлена причастность Лиева к 28, Семенюты – к 27, Ерина – к 11 преступлениям), наглостью (присваивались деньги третьих лиц), но и большим объемом следственной и оперативной работы.

Сколько продлится суд? На этот вопрос ответить пока сложно. Главное, что он начался, он идет. Будем ждать результата.