00:00, 30 мая 2007 года

Копилка вопросов

При том, что вроде удалось остановить сокращение поголовья животных, остро встал во-прос о реализации сельхозпродукции. Парадокс: краевой рынок, уже насыщенный товарами из-за рубежа и других регионов России, оказался не готов принять своих производителей. Цены на мясо – в частности, свинину и говядину – резко упали, оставив ставропольские хозяйства без прибыли. Да еще и с внушительными кредитами, «льготная» ставка по которым практически не снимает и толики всех материальных трудностей сельхозпредприятий. Отсюда логичный вопрос, озвученный зампредседателя комитета ГДСК по аграрным вопросам и продовольствию А. Ворожко: зачем край активно включился в строительство производственных животноводческих комплексов, если нет выхода на покупателя и излишек продукции попросту пропадает? Правда, Н. Дорохин «вернул» его депутатам с ответным замечанием: мол, нужно защищать региональный рынок в том числе и законодательно, настала пора принимать закон о продовольственной безопасности края.

Кроме того, было высказано предложение вернуться к во-просу о господдержке личных подсобных хозяйств. Соответствующий законопроект уже разработан, однако в свое время был отложен. Практика же последних лет показала, что ЛПХ в новых условиях постепенно «задыхаются»: держать на подворье несколько коров или свиней становится все накладнее.

Не решена и проблема отсутствия сельхоззаготовителя. Крупные производства – мясо- и молокозаводы – пока неохотно работают с частниками. Последние, в свою очередь, также недовольны. Так, молоко приобретается у них всего по пять рублей за литр, что не окупает затрат на содержание буренок. Тем не менее мелкие хозяйства в селах пока не очень смело идут на создание потребительских кооперативов, которые смогли хотя бы собирать и продавать сельхозпродукцию.

В итоге депутаты Госдумы СК остались недовольны нынешним состоянием агропромышленного комплекса Ставрополья. По их мнению, край как следует не подготовился к реализации нацпроекта, а лишь включился в гонку за количественными показателями. Потому приходится радоваться второстепенным цифрам и подсчетам, в то время как до реальной цели еще далеко. Как было отмечено, жизнь на селе лучше не стала. Очевидное подтверждение тому – массовое банкротство сельхозпредприятий, рост безработицы и вынужденное бегство селян в города.