00:00, 23 мая 2007 года

Что МРОТ грядущий нам готовит?

- Николай Иванович, еще не успел утихнуть ажиотаж в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1100 до 2300 рублей, как уже начинают раздаваться тревожные предостережения с мест: рано радуетесь! Что же настораживает практиков?

- Настораживает то, что в новой редакции закона изменилось само понятие минимального размера оплаты труда. В настоящее время это размер месячной заработной платы за неквалифицированный труд без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. А с 1 сентября 2007 года он будет включать в себя уже не только оклад (тарифную ставку), но и доплаты, надбавки, премии и другие единовременные выплаты.

Работодатель будет волен по своему усмотрению устанавливать гарантированный оклад. Да хоть те же 1100 рублей! А оставшиеся 1200 рублей будут считаться премией. И работник, конечно же, ее получит, потому что закон обязывает платить не менее 2300 рублей.

Но вот вопрос: каким образом получит? Ведь премию, как известно, надо заслужить, то есть выполнить определенную норму. А у нас сегодня ничто не мешает работодателю самостоятельно устанавливать нормы труда, в том числе и завышать их, сообразуясь с собственными представлениями о человеческих возможностях. К примеру, можно определить уборщице площадь для мытья полов и в пятьсот квадратных метров, а можно - и в восемьсот. Или, предположим, станочнику нужно выдать в месяц две нормы. И если не выполнишь, то тебе причитается только часть установленной заработной платы.

Конечно, это не значит, что подобная ситуация окажется сплошь и рядом. Но как возможный сценарий, которым воспользуется недобросовестный работодатель, стремящийся к максимальной прибыли за счет удешевления цены труда.

- Главный профсоюзный лидер страны Михаил Шмаков заявил, что ни в одном регионе России меньше чем за пять тысяч рублей ни один работник не возьмет в руки ни лопату, ни лом, ни какой-либо другой инструмент. Совершенно очевидно, что даже увеличенный размер МРОТ в экономике давно уже преодолен. Что тогда реально даст новый МРОТ?

- Повышение минимального размера оплаты труда, во-первых, обеспечит резкую легализацию заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Ведь сегодня недобросовестный работодатель в официальных ведомостях указывает действующий МРОТ в 1100 рублей, а остальное - выплачивает работнику в конверте. Следствием повышения «минималки» станет значительное увеличение сборов по двум важным налогам – подоходному (это позволит увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы) и единому социальному, что даст возможность поднять пенсии и увеличить доходы Фонда социального страхования, из которого оплачиваются больничные и санаторно-курортное лечение.

А, во-вторых, новая редакция закона, отвязав МРОТ от единой тарифной сетки (ЕТС), позволит уже в 2008 году максимально приблизить минимальную заработную плату к прожиточному минимуму.

- А почему нельзя просто приравнять к нему МРОТ?

- Резкое повышение МРОТ было невозможно, потому что с этим показателем была связана зарплата работников бюджетной сферы. ЕТС, по которой начисляется зарплата бюджетников, предусматривает, что оплата по первому разряду не может быть меньше МРОТ. На этом основывается оплата по всем остальным разрядам. Как только МРОТ увеличивается, идет повышение по всей ЕТС.

В целом по стране это очень большие средства, и основная нагрузка ложится как раз на региональные бюджеты. Они просто не смогут с этим справиться.

А с 1 сентября 2007 года размер тарифной ставки как в бюджетном, так и во внебюджетном секторах экономики уже не будет зависеть от минимального размера оплаты труда. Таким образом, появляется реальная перспектива, что МРОТ дорастет до прожиточного минимума уже к 2008 году.

- Но не получится ли так, что, отвязав МРОТ от ЕТС, государство вообще полностью развяжет руки работодателю? Ведь что, например, мешает руководителю предприятия установить оклад по тарифной ставке первого разряда в размере 800 рублей?

- Ничто не мешает. Более того, у меня есть сведения, что в Красногвардейском районе директора двух предприятий, познакомившись через Интернет с новой редакцией закона, сразу именно так и поступили. Даже не дождавшись 1 сентября! Конечно, их «поправили», но факт остается фактом. Вот вам и «борьба» с бедностью!

Пока же в утешение можно сказать только то, что в конечном итоге - вместе с премиальными, надбавками и т. д. - работники даже таких предприятий все равно должны будут получать не менее 2300 рублей. Это требование закона.

Гораздо хуже, с моей точки зрения, то, что с 1 сентября соотношение между тарифными ставками крайних разрядов ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы может устанавливаться различное, а не 1 к 4,5, как сейчас. Это даст возможность неограниченно уменьшать дифференциацию зарплаты работников этих учреждений, имеющих различную квалификацию и стаж работы.

- Какой же выход из этого тупика?

- Общепринятая практика – это когда гарантированная часть зарплаты составляет 70 процентов, а остальные 30 – это различные доплаты. У нас же зачастую наоборот: 60, а то и 70 процентов заработка – это доплаты, в частности, за работу во вредных условиях, за выслугу лет, сверхурочные, районный коэффициент… Поэтому необходимо в первую очередь увеличивать тарифную часть зарплаты.

В настоящее время на федеральном уровне рассматриваются различные пути повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, речь идет в том числе и о переводе на отраслевые системы оплаты труда. Однако соответствующие нормативные правовые акты не приняты.

Пока законодательная база будет совершенствоваться и меняться, важно не допустить тех негативных последствий, о которых мы с вами говорим и которые пусть робко, но все-таки уже заявляют о себе. Политические силы для стабилизации этого процесса в крае есть: это и наши депутаты, и члены Совета Федерации, и представители Общественной палаты, и профсоюзы. Мы будем тщательно отслеживать ситуацию на местах и делать все возможное, чтобы нейтрализовать нежелательное «прочтение» работодателями нового законодательства.

- В общем, пока мало утешительного.

- Нет, почему же. В новой редакции закона есть и очень много плюсов. Размер минимальной оплаты труда для бюджетных организаций, например, будет обеспечиваться не только за счет бюджетных источников, как это было раньше, но и за счет внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности этих организаций, приносящей доход. Это позволит повышать заработную плату или устанавливать дополнительные надбавки.

Кроме того, каждый регион Российской Федерации получит право самостоятельно устанавливать для своих организаций свой размер минимальной заработной платы - разумеется, не ниже действующего МРОТ.

- А разве это запрещалось раньше?

- Да. В настоящее время субъекты РФ, дотируемые из федерального бюджета, не имеют права принимать региональные законы, устанавливающие более высокий (по сравнению с тем, что определен федеральным законом) размер минимальной заработной платы.

Введение новой статьи в Трудовой кодекс дает возможность органам власти субъектов РФ заключать региональные соглашения о минимальной заработной плате с учетом территориальных социально-экономических особенностей. Причем такое соглашение подлежит обязательному исполнению всеми организациями, расположенными на территории субъекта РФ, если в течение 30 календарных дней после его опубликования они не представят в орган исполнительной власти мотивированный письменный отказ от присоединения к этому региональному соглашению.

Ну и, наконец, бесспорно положительным является ужесточение административного наказания за нарушение законодательства о труде. Теперь за несвоевременную выплату заработной платы или ее выплату ниже МРОТ вводится административный штраф в размере не менее десяти минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время – не менее пяти).

Виктория БАЙГУЛОВА