00:00, 18 мая 2007 года

Столько неведомых чувств!

Как рассказала исполнительный директор Союза музеев России Людмила Александрова, эта организация была выбрана инициаторами проекта в качестве базовой, поскольку она тесно связана с региональными музеями страны. Музейная составляющая проекта нашла отражение в том, что едва ли не впервые деньги Фонда и бизнеса направлены на техническое оснащение образовательных программ: каждый музей, участвующий в акции, получает 280 тысяч рублей на дальнейшее продвижение работы с детским зрителем. Вообще по статистике около 70% всех посетителей российских музеев составляют дети. А поскольку нынешние дети – поколение абсолютно нового, технически «продвинутого» времени, для более эффективной работы с этим зрителем как раз весьма важна техническая оснащенность музея. Средства, поступаемые в ходе акции, позволяют ему существенно дополнить и расширить свою «вооруженность». Сегодня музейщики России уже всерьез говорят о развитии «виртуальных» музеев как способа продвижения коллекций крупнейших музеев мирового уровня через Интернет к самому широкому зрителю. Кроме того, сопутствующая акции серьезная методическая работа дает возможность региональным музеям пополнить свой багаж форм работы с совершенно особым контингентом, ребят, живущих в детском доме.

Проект «Музей. Музыка. Дети» продолжает лучшие российские традиции благотворительности, развившейся еще в ХlХ веке и давшей блистательные результаты, убежден его автор, руководитель центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, доктор искусствоведения Борис Столяров. Достаточно вспомнить такой пример: великий русский художник Василий Суриков состоялся именно благодаря благотворительной стипендии, назначенной ему на весь срок обучения в Академии художеств. Нынешний проект объединил чиновников высшего звена, Фонд первого президента России, общественную организацию – Союз музеев и два ведущих музея страны в решении задач художественного образования и воспитания детей на ценностях классической русской культуры. Формирование идеологии нового российского гражданина невозможно без национальной культуры. А в наш информационный век чрезвычайно возросла роль информ-технологий, в том числе и в деле приобщения детей к культуре. Сделать компьютер средством творческого развития ребенка, дав ему возможность участвовать в традиционных формах музейной практики с использованием культурного потенциала Интернета. Важное условие проекта – выделение в стенах музея специального помещения для создания Центров творческого развития детей разных социальных и физических возможностей. В Ставропольском изомузее такой центр уже создан, с удовлетворением отметил Б. Столяров, и укрепление его соответствующим оборудованием позволит поднять эту работу на новый уровень. Уже изданы и первые методические пособия для освоения музеями данных технологий. Проект позволяет музеям системно подходить к социально ориентированной работе, по специальным программам. В дальнейшем возможно создание на базе наиболее успешных музеев ресурсных центров художественного образования.

День пребывания в музее ребят из детского дома можно назвать своего рода культурологическим шоком, в самом лучшем смысле слова. Дети из глубинки оказываются впервые в краевом центре и впервые – в художественном музее. Впервые встречаются с живым искусством – изобразительным и музыкальным. Организаторы сознательно пошли на предъявление детям самого высокого уровня исполнителей: музеев, имеющих превосходные коллекции и большой опыт работы с детской аудиторией, а также музыкантов. Кстати, из пяти солистов, приехавших в Ставрополь для участия в акции, четверо являются лауреатами международных конкурсов, двое – преподаватели Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова.

Восемнадцать лет существует совершенно особый музыкальный коллектив – камерный оркестр Государственного Эрмитажа. За эти годы оркестр объехал едва ли не весь мир, выступая перед самой искушенной публикой. И при этом руководитель ансамбля солистов камерного оркестра Дмитрий Якубовский называет проект «Музей. Музыка. Дети» уникальным, вызывающим особые чувства. Детям удается одновременно получить представление о двух величайших видах искусства, живописи и музыки, их взаимосвязи. А это является важнейшей составляющей в воспитании мировоззрения человека. Понять классическую музыку достаточно сложно, детям же, не готовым к этому, тем более нужна помощь. Здесь именно это происходит. Парадоксальное наблюдение музыканта: детдомовцы – публика непростая, но в ходе концерта явно видно, как меняется выражение лиц, меняется взгляд, пробуждается некая ответная колоссальная энергия. Возможно, эти дети, многого лишенные в повседневной жизни, не избалованные телевидением, в этой ситуации оказываются по-своему даже более готовы и открыты к восприятию культуры.

- Эта публика и нас меняет от концерта к концерту! Мы очень рады, что можем таким образом внести вклад в формирование нашего подрастающего слушателя, - говорит Д. Якубовский. – Это вселяет в нас надежду на хорошее будущее классической музыки в нашей стране, несмотря на все сложности и проблемы.

Искреннюю признательность выразила организаторам акции заместитель министра образования края Галина Зубенко:

- Общение с детьми, приехавшими в музей из глубинки, убедило нас в том, как это нужно и важно для них. Да, эти дети отнюдь не избалованы ни любовью, ни простым человеческим семейным счастьем, но день, подаренный им музеем, принес им невиданное воодушевление!

- Очень интересно наблюдать за реакцией детей и нашим сотрудникам, - сказала директор Ставропольского краевого музея изоискусства Зоя Белая. – На подготовительном этапе, когда мы выезжали в эти детские дома, ребята показались весьма трудными в общении, часто замкнутыми или просто не имеющими достаточно слов для выражения своих чувств. Мы многого ждем от следующего этапа, когда дети по итогам пребывания в музее будут писать сочинения. Тот, кто захочет это сделать, конечно. Это уже будет конкурс, когда жюри выберет трех победителей, которые летом смогут бесплатно поехать на неделю в Санкт-Петербург, познакомиться с лучшими музеями России…

Поистине замечательный приз ждет юных авторов, сумевших выразить свои музейные впечатления на бумаге. Опыт проведения акции в других регионах показывает, какую мощную гамму положительных эмоций рождает в детской душе встреча с высоким искусством. В подтверждение Б. Столяров процитировал строки из сочинения девочки из Архангельской области: «Один день – и в моем сознании все перевернулось! Такие масштабы, такие истории, столько неведомых ранее чувств… Я никогда не думала, что картины, которые нам показывали, могут заставить размышлять о жизни… После встречи с прекрасным я думаю, что у картин есть душа, потому что художник вложил в нее частичку сердца и любви». Вот какие слова нашел юный человек, благодарный и потрясенный. Поэтому у организаторов нет опасений, что сочинения будут писаться под взрослую диктовку. Подлинность чувств невозможно ни у кого «списать», а собственные мысли ребенка всегда хорошо видны даже в не слишком правильно выстроенной фразе. Эти сочинения, признаются организаторы акции, музейщики, как правило, читают со слезами на глазах…

Гости по достоинству оценили экспозиции Ставропольского музея, показанные детям. А среди авторов полотен – самые громкие имена наших художников: К. Казанчан, Л. Попандопуло, П. Горбань, Л. и Н. Алмосовы, А. Соколенко, В. Леонтович… Широко представлены жанры пейзажа, портрета, натюрморта. Сюжеты, быть может, на первый взгляд просты: «Яблоневый сад», «Золотое лето», «Черешня», «Мать»… Но как много могут сказать и отливающие чудным золотом снопы, и пронзительной свежести луговые цветы, и мудрые глаза пожилой крестьянки… В этом необычном окружении звучали произведения великих русских классиков – Танеева, Бородина, Алябьева, Чайков-ского. Причем рядом с «легким» «Полетом шмеля» соседствовала и очень сложная музыка, пусть в небольшом объеме, таком, какой может быть воспринят неподготовленным слушателем.

Более ста мальчиков и девочек со всего Ставрополья сидели в большом зале изомузея, внимая волшебным звукам, слушая рассказ искусствоведа. Перед этим они прошли с экскурсоводами по всему зданию. А потом им еще была дана возможность ближе познакомиться с краевой столицей: к акции присоединились и сотрудники краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве, которые провели для юных гостей экскурсии по Ставрополю, его достопримечательностям и историческим местам. Видя широко распахнутые детские глаза, понимаешь: тот самый культурологический шок состоялся. Теперь подождем, что напишут ребята, вернувшись в детский дом...