00:00, 15 мая 2007 года

Пассажиров подсчитает спутник

Подготовка к эксплуатации нового ЦДС заняла не один месяц, - говорит Дмитрий Голяндин, специалист администрации Невинномысска, курирующий работу транспорта. – Нам пришлось решать серьезные технические задачи.

Действительно, современная система компьютеризирована, а потому весьма сложна. Взять, например, электронные карты города. Те, что можно было найти в Интернете, весьма неточны. Если ими пользоваться, получится, что автобус реально едет по центральной улице Невинки, а компьютер покажет, что он внутри жилого квартала.

Для чего же нужен новый ЦДС, который уже начал постепенно вводиться в строй? Проблем он поможет разрешить много. Протяженность того или иного маршрута, пробег автобуса за любой период времени, расход топлива за день, неделю, месяц, отклонения от графика движения – все можно учесть, все будет храниться в памяти компьютера. Причем диспетчер будет получать данные в режиме реального времени посредством спутниковой связи. Анализ, систематизация информации дадут возможность выстроить эффективную работу общественного транспорта.

Еще один нюанс. Система умеет учитывать пассажиропоток. Специальные инфракрасные датчики на дверях автобусов считают пассажиров. Данные тоже передаются в ЦДС через спутник. Учет загрузки важен для оптимизации графиков движения. Он покажет и то, какие остановки, участки маршрута наиболее востребованы. Сейчас датчиками оборудованы 20 автобусов: это относительно новые ПАЗики и ПАЗ-«Авроры». Большие «Икарусы» планируется «осовременить» позднее, здесь больше затрат на каждый автобус. Погрешность системы учета приемлема – 2-3 процента. Исходя из количества зарегистрированных пассажиров, можно высчитать выручку, которую должен сдать водитель.

Именно этот момент, кстати, не вызвал восторга у сотрудников пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП). Ведь сейчас, когда работают по старинке, трудно учесть, сколько было перевезено человек, сколько денег должно быть сдано в кассу. Муниципальное ПАТП убыточно, давно балансирует на грани банкротства. Во многом потому, как можно предположить, что не вся выручка доходит до казны предприятия.

Из 70 автобусов на маршруты сейчас могут выходить менее 50, остальные пора списывать. Отсюда большие интервалы в движении, недовольство пассажиров. Спасает положение дел пока то, что администрация города, а также МХК «ЕвроХим» выделяют средства на обновление парка. Но, если бы не частные маршрутки, заполонившие город, Невинку давно уже бы охватил транспортный коллапс…