00:00, 11 мая 2007 года

Заставить нельзя, увлечь - можно!

Его организаторами выступили Ставропольская краевая детская библиотека им. А. Екимцева и Пятигорская центральная детская библиотека им. С. Михалкова. В работе семинара приняли участие библиотекари края, преподаватели кафедры русского языка и литературы Пятигорского государственного лингвистического университета. Специалист Липецкой областной детской библиотеки Г. Соболева провела мастер-класс «Чтение – дело творческое».

Наши дети сегодня, к сожалению, редко читают произведения русских и зарубежных классиков просто так, для себя, для души. Результаты социологических исследований показывают, например, что для читателей-подростков обращение к «серьезной» литературе определяется образовательными мотивами, и в большинстве своем они воспринимают чтение классической литературы как неинтересное учебное задание, от которого хочется как можно скорее избавиться. А между тем у знатоков и истинных ценителей литературы одни только имена, например, Л. Толстого, А. Чехова или Ф. Достоевского сразу вызывают представление об огромных художественных мирах идей, образов, переживаний.

Участники семинара были единодушны в том, что заставить ребенка читать классику насильно невозможно, но можно увлечь, заразить любовью к чтению, влюбить детей в литературу, поэзию, помочь сформироваться художественному вкусу и через творчество классиков привить на всю жизнь навыки к познанию прекрасного. Конечно, здесь многое зависит от личности библиотекаря, а пути и решения есть разные. Например, театр детской книги в библиотеке, позволяющий ребенку раскрыться эмоционально, интеллектуально, творчески.

Классическое произведение может многие годы простоять на полке и не привлекать внимание ребенка, а может, в зависимости от профессиональных способностей библиотекаря, заговорить, ожить в руках подростка, если… Если его затронет умело выстроенный библиотекарем откровенный разговор о любви на примере жизни и творчества И. Тургенева, или диалог-размышление по книге М. Булгакова «Собачье сердце», или слайд-экскурсия «Пушкинский Петербург», а может быть, и целая программа литературно-творческой лаборатории «Нескучная классика».

Проблема формирования интереса к чтению вообще и к классике в частности в условиях информационного общества будет актуальна всегда. Поэтому библиотекарям, работающим с детьми, а также их родителям необходимо быть сегодня умелыми «провокаторами» чтения, чтобы помочь юным представителям «поколения RU» дорасти до Пушкина, Байрона, Шекспира, Чехова... Без этого не может быть истинной образованности в нашем государстве.

О. МЕЛИХОВА