00:00, 4 мая 2007 года

Я поведу тебя в музей

Как сообщила директор Ставропольского краевого музея изобразительного искусства Зоя Белая, этот проект определяет освоение детьми темы «Живопись и музыка в пространстве музея». Он осуществляется в творческом содружестве специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея и ряда музыкальных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга совместно с региональными художественными музеями. Ранее проект уже состоялся в 20 регионах страны, причем всюду координатором выступает Союз музеев России, приглашающий к участию лучших отечественных музыкантов. Так, в Ставрополе намечается выступление в стенах музея исполнителей из оркестра Государственного Эрмитажа. Акция проходит в несколько этапов, реализуют которые главным образом те музеи, где действуют детские комплексы, работают музейные педагоги.

- В Российском центре музейной педагогики и детского творчества хорошо знают образовательные программы нашего музея, - рассказывает Зоя Александровна. - Руководитель Центра Борис Столяров приезжал в Ставрополь в 1999-м, помогал нам создавать свой детский центр. Кроме того, ряд наших сотрудников выступал со своими статьями в общероссийском тематическом сборнике. Все это помогает организаторам акции составлять ее содержание, исходя из возможностей каждого конкретного музея.

Свои программы они апробируют на базе Русского музея, совмещая изоискусство с музыкой. И в музыке, и в изобразительном искусстве есть много совпадений – жанры, настроения, темпы, колориты… Вообще давно известно, что восприятию любого вида искусства всегда помогает музыка. В основном утвердилась практика приобщения детей к богатствам музеев прежде всего через классику. В данном случае ребятам из детских домов дается возможность познакомиться с фондами музея, да еще и с помощью замечательной – тоже классической – музыки! Дети узнают много нового, в музее им одновременно представят творчество художников-передвижников и великих композиторов Чайковского, Мусоргского… Предварительно ставропольские музейщики сообщили столичным коллегам, какие произведения из нашего фонда будут в экспозиции, и уже в соответствии с этим музыканты подбирают произведения музыкальные.

В течение апреля шла напряженная подготовительная работа. С помощью министерства образования края определены 12 детских домов, воспитанники которых приедут в изомузей. География получилась самая широкая – тут и село Надежда Шпаковского, и Преградное Красногвардейского, и Бешпагир Грачевского, и Донское Труновского районов, и поселок Иноземцево, и города Благодарный и Светлоград... Сотрудники музея уже побывали в детских домах, познакомились с детьми, подготовили их к предстоящей встрече с шедеврами музея, показав для начала репродукции картин, которые они затем увидят в музейных залах.

- В мировой практике обычно в школах обязательно работают музейные педагоги, готовя учащихся к каждому очередному посещению музея, - продолжает З. Белая. - Делается это для того, чтобы ребенок, попав в непривычную для себя среду экспонатов, смог впитать всю заключенную в них эстетическую ценность. Такую задачу ставили и мы перед нашими сотрудниками в ходе подготовки к акции. И сам музей готов в намеченный день, 14 мая, принять 120 юных гостей, а также педагогов и музыкантов из Москвы. Детям при этом обеспечивается питание. А после ознакомления с нашими экспозициями Борис Столяров с оркестром проведет занятие.

Возраст участников благотворительной акции также четко оговаривается заранее: предполагается приглашение ребят от 12 до 16 лет. Проверенные методики утверждают, а практика показывает, что по-настоящему воспринимать изоискусство такого уровня человек способен, только начиная с подросткового возраста. Педагоги-искусствоведы считают, что подросткам уже можно предлагать беседы о классическом искусстве: эти дети и поймут увиденное, и – что в данном случае особенно важно – смогут уже проанализировать собственные эмоциональные впечатления.

- Сейчас мы будем знакомить ребят в основном с портретом и пейзажем времени передвижников, немного затронем и региональный аспект живописи начала ХХ века. В нашей коллекции русского искусства лучше всего представлена пейзажная тема.

Занятие будет проходить в форме беседы-концерта, ее ставропольские музейные педагоги и сегодня уже используют в работе с городскими ребятами. На таких занятиях могут задаваться и вопросы: что дети слышат в данной музыке, созвучна ли она рассматриваемой картине? Задача - с помощью музыки заставить ребенка мыслить, воспринимать и понимать, обсуждая с ним вместе увиденное и услышанное.

Вернувшись, в течение трех дней ребята напишут сочинение: что они видели и слышали, что поняли. Эти письменные работы рассмотрит жюри из сотрудников музея и специалистов органов образования. После чего снова по той же схеме дети, писавшие сочинения, приглашаются в музей - уже как участники конкурса. К тому времени в музее их будет ждать концерт учащихся музыкальных школ, потом состоится торжественное вручение дипломов и объявление победителей. В июне пять человек – три победителя, один сотрудник музея и один педагог – поедут бесплатно в пятидневную поездку в Петербург, где их будут принимать самые известные музеи города на Неве. Ставропольский изомузей по итогам акции получит 280 тысяч рублей на оснащение своего центра музейной педагогики.

Благотворительная программа призвана подвигнуть на дальнейшую совместную работу музеи и органы образования. И особенно учреждения, в которых дети живут вдали от семьи, обделены возможностью бывать в музеях и иных культурных центрах.

- Сотрудники детских домов должны понять, что этих ребят обязательно нужно приобщать к культуре, - в голосе З. Белой слышится надежда на понимание «заинтересованных сторон». - Да и органам образования региона следует помнить о том, что дети, не имеющие родительского попечения, тоже должны найти дорогу в музей и развиваться в этом направлении. Разумеется, и мы в свою очередь подумаем о следующих шагах, в том числе и о том, чтобы детей возить сюда регулярно. У нас в крае 37 детских учреждений такого типа, многие находятся даже не в райцентрах, а в очень маленьких селах. Самое большое – 115 человек. Понятно, каким событием становится для этих ребят сам факт поездки, не говоря уж о посещении музея!

Сейчас музеем изобразительного искусства достаточно успешно применяется форма привлечения детей с помощью так называемого школьного абонемента. Он предполагает целенаправленное неоднократное посещение музея как минимум четыре раза в год. Но, убеждены музейные педагоги, давно назрела необходимость иметь в каждом образовательном учреждении координатора между учреждением культуры и школой.

- Нам нужно, чтобы в школах с нами работали конкретные люди, которым мы могли бы направлять свои и принимать их предложения. Мы ведем учет посещаемости и видим, что есть школы, более-менее целенаправленно стремящиеся приобщить учеников к искусству. Но все же чаще всего успех зависит опять же от сотрудника музея, сумевшего их сюда затащить.

Музейщики написали письма руководителям детских домов с предложением о сотрудничестве, пообещав и впредь работать для детдомовцев бесплатно. Ставится лишь одно условие - предварительное согласование сроков приезда ребят в Ставрополь. Была бы только их инициатива да транспорт. У музея есть опыт работы на благотворительной основе с центрами реабилитации, с инвалидами и малообеспеченными семьями, но пока лишь в черте города Ставрополя. А вот что касается края, пока этим никто не занимался. Сотрудники музея надеются, что на фоне нынешней акции «Музей. Музыка. Дети» это получит развитие.