00:00, 27 апреля 2007 года

Сын - в том же строю

- Александр Петрович, ожидали ли вы столь высокого рейтингового признания?

- Во всяком случае, это не было для нас полной неожиданностью. Северо-Кавказский социальный институт создавался в те нелегкие для отечественной высшей школы годы, когда молодежь в большей степени мечтала о карьере рэкетира, а профессора были вынуждены осваивать профессию продавца на вещевом рынке. Стало понятно, что советская модель системы высшего образования не работает и необходим поиск какой-то альтернативы. Инициируя создание института нового типа, группа единомышленников, вдохновляемая энтузиазмом будущего ректора СКСИ, профессора Е. Шиянова, шла на довольно рискованный шаг с негарантированными последствиями. Однако будущее подтвердило правильность этого выбора.

Мы последовательно и настойчиво продвигали свое учебное заведение на рынке образовательных услуг, формировали его привлекательность в глазах потенциальных студентов и их родителей, всех тех, кто хотел бы повысить свой образовательный статус. И это не были простые PR-акции, содержащие пустые обещания, а в первую очередь, нелегкий добросовестный труд всех работников института в тесном содружестве со студенческой аудиторией.

Когда несколько лет назад минобрнауки РФ пошел на составление данного рейтинга, мы уже занимали в нем шестнадцатое место. И вот теперь на третьем. Успехи вуза были подтверждены и многими наградами, среди которых дипломы и грамоты краевого и федерального уровней, Золотой сертификат качества США, золотая медаль в престижном конкурсе «Европейское качество» в номинации «Сто лучших вузов России». Руководитель института неоднократно удостаивался почетного знака «Ректор года», а совсем недавно Евгений Николаевич получил орден «Персона Эпохи», вручаемый Национальной Академией общественного признания заслуг и достижений граждан.

- Каковы главные приоритеты СКСИ сегодня?

- В настоящее время меняются не только отдельные подходы к высшему образованию, но и сама его философия. Во многом это связано с необходимостью интеграции России в общеевропейское образовательное пространство, с потребностью его унификации. Речь идет о вхождении нашей страны в так называемый Болонский процесс, призванный повысить социальную, в том числе и международную, мобильность как выпускников, так и преподавателей вузов. Однако, для того чтобы российские дипломы имели полноценное признание в Европе, их получению должна предшествовать реализация европейской образовательной модели. Уже в этом году мы начинаем прием абитуриентов на бакалавриат. По европейским канонам, бакалавр – это человек, имеющий полноценное высшее образование, хотя его обучение будет ограничено не привычными нам пятью годами, а только четырьмя. Обладатель степени, например, бакалавра экономики может затем получить дополнительное образование по программе «Экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита», «Консультант по правовому обеспечению предприятия» или по любой другой программе. К слову сказать, в СКСИ сегодня насчитывается одиннадцать таких программ, главным образом в сфере экономики, лингвистики и права.

На этом фоне новое дыхание обретает подготовка наших «колледжистов», поскольку время, проведенное в колледже, оптимизирует процесс профессионального самоопределения, позволяет более осознанно перейти на следующую образовательную ступень. Не забываем мы и о тех студентах, которые хотели бы получить послевузовское образование, для таких в СКСИ открыта очная и заочная аспирантура по тринадцати специальностям.

- Но ведь институту приходится конкурировать с другими, прежде всего государственными вузами?

- Я работал в государственных вузах, и мне есть с чем сравнивать. По моему глубокому убеждению, преимуществом негосударственного высшего учебного заведения является его большая креативность, большая степень свободы. Лишенный опеки и поддержки со стороны государства, негосударственный вуз отличается каким-то особым «драйвом», способностью оперативнее реагировать на любые позитивные новшества, преимущественной нацеленностью в будущее. Преподаватель здесь максимально приближен к студенту. Ну и, конечно же, ни с чем не сравнимое чувство единой команды, царящий здесь особый корпоративный дух.

Что касается конкуренции, то это явление, безусловно, положительное. Но она должна быть честной. Если кем-то у государства выигрывается грант на проведение фундаментальных исследований, это не вызывает возражений, но кто объяснит, почему за счет налогов, выплачиваемых мной, моими коллегами из СКСИ и других негосударственных вузов, а также родителями наших студентов должна обучаться армада юристов и экономистов в государственных образовательных заведениях?.. А вообще, залогом модернизации отечественной высшей школы может быть только сосуществование различных вузов, способных удовлетворить самые разнообразные образовательные потребности.

- Создается, однако, впечатление, что государство склонно к укрупнению существующих госвузов, о чем свидетельствует хотя бы создание Федеральных университетов на юге России и в Сибири.

- Концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов на пользу образованию и науке. Хотя еще раз позволю себе напомнить о большей гибкости частного бизнеса. Еще два года назад, то есть задолго до реализации этих крупномасштабных образовательных проектов государством, Северо-Кавказский социальный институт вошел в число учредителей образовательного холдинга «Южно-Российский университет», где его партнерами стали крупные негосударственные вузы Ростовской области и Краснодарского края. Участие в холдинге позволило СКСИ осуществлять взаимный обмен опытом разработки и реализации образовательных программ, координировать научно-исследовательскую и воспитательную работу, анализировать собственную деятельность через внешнюю экспертизу, позиционировать вуз за границами ставропольского региона. Кроме того, наши выпускники в дополнение к своему основному диплому получают еще и диплом ЮРУ, что повышает их привлекательность в глазах работодателя.

Если же говорить о наших планах на будущее, то это придание институту статуса академии.

- Могу ли я поинтересоваться, где ваши дети получают высшее образование?

- Мне понятна подоплека вашего вопроса. Как всякий нормальный отец, я вполне осознаю свою родительскую ответственность, в том числе и за качество образования. А поэтому с гордостью могу ответить, что мой единственный сын в настоящее время является студентом первого курса юридического факультета Северо-Кавказского социального института, чей уровень я могу оценить как профессионал.

М. СЕРОВА