00:00, 25 апреля 2007 года

Кто лишний на Аллее Почетных?

По большому счету, дело даже не в том, что произошло это во время предвыборной кампании и что «жертвой пало» первое лицо края. Сам факт – вот что меня тревожит. Выходит, вчера кого-то «без любви» водрузили на пьедестал, сегодня «без печали» сбросили?

Мне кажется, надо кардинально изменить сами оценки и критерии при определении заслуг, дающих право называться почетным гражданином. Ведь уже почти два десятилетия мы живем фактически в другой стране. Вернее сказать так: на новом историческом этапе возвращаемся к тому, «как было». То есть к частному капиталу, предпринимательству. Все больше и больше входят в обиход такие понятия, как меценатство, благотворительность, спонсорство. Пытаемся вернуть достойные уважения общественные, нравственные ценности. Уже не только вернули некоторые пусть и формальные признаки «новой старой власти», но и, похоже, даже привыкли к ним: «Губернатор», «Дума»… Значит, и подход к оценке кандидатур на присвоение звания почетного гражданина тоже должен быть иным – таким, каким он был заложен нашими предками еще в позапрошлом веке: звание присваивается за выдающиеся заслуги перед городом, личный вклад в его развитие, благоустройство, культуру, другие гуманитарные сферы. Подчеркиваю, личный!

Кто, к примеру, может усомниться в том, что купец Игнатий Волобуев, прославившийся в ХIХ веке своей благотворительностью, еще при жизни по праву завоевал почетное гражданство? Волобуев, между прочим, не прекращал благотворительную деятельность и, став городским головой (он был им с 1822-го с перерывами по 1849 год). Достаточно сказать, что за счет его собственных средств в городе в этот период был сооружен прекрасный комплекс зданий присутственных мест на улице Комиссариатской (ныне Советской), которые стоят и поныне.

Но все ли почетные граждане действительно почетные? Нелишне вспомнить «историю вопроса». До революции эти люди относились к определенным сословиям, имели гражданские чины. С приходом большевист-ской власти сословия и чины были упразднены. Не стало и самого звания. Наступила длительная пауза. В Ставрополе оно было возрождено лишь в 1969 году. (Аллея почетных граждан учреждена в 1976 году, в 1999-м она была реконструирована и в нее включены имена почетных граждан дореволюционного периода, в том числе и И. Волобуева). С того времени почетное гражданство определялось в узком партийном кругу и большей частью не с учетом конкретного вклада в развитие города, а исходя из идеологических соображений.

Не хотелось бы переходить на личности, но тем не менее… Вот Б. Шеболдаев. Начиная с 1917 года его на протяжении 20 лет партия, как тогда принято было говорить, перебрасывала из одной республики в другую, из одного обкома, крайкома в другой – «с целью укрепления советской власти». Ему не понадобилось и трех лет пребывания в Ставропольском (тогда Северо-Кавказском) крае, чтобы стать почетным гражданином Ставрополя, да еще увековечить свое имя в названии одной из улиц краевого центра. Возможно, Шеболдаев успел что-то сделать и для города, но не за счет же личных пожертвований. «Почетным» он, как и еще некоторые, стал «по должности».

По моему глубокому убеждению, ответственные работники, чиновники любого уровня не могут претендовать на звание «почетный», если за все труды во благо города они получают денежное вознаграждение, заработную плату. Должно оцениваться только то, что сделано для города и его жителей совершенно бескорыстно, по велению души и сердца, а не за счет казенных (бюджетных) средств или «пробивной силы» и «нужных связей». К тому же это должны быть люди бесспорного авторитета, самых высоких моральных качеств, пользующиеся или пользовавшиеся огромным уважением горожан и внесшие выдающийся вклад в историю города. И это необходимо определять на городском референдуме или путем опроса жителей. Не думаю, что на эти цели потребуется больше средств, чем на выборы депутатов. Тем более что эти два мероприятия можно совмещать.

Что же касается «самых первых лиц» - светских ли, духовных, военных, тут вообще надо подходить исключительно взвешенно и не торопясь. Пусть пройдет определенное время после того, как человек оставит свой пост. С высоты времени лучше будут видны его большие заслуги и благие деяния.

И это должны понимать сами «первые». Остановить инициаторов их «увековечивания» до поры до времени – такой жест с их стороны был бы в высшей степени благородным. Я уж не говорю о том, что это был бы замечательный показатель их скромности.

Кто-то может спросить: так что же, среди тех, чьи барельефы сегодня находятся на Аллее почетных граждан, нет людей достойных, по праву заслуживших это звание? Конечно, есть! Прежде всего Герои Советского Союза, чьи ратные подвиги прославили наш город. Или, к примеру, разве не вызывает чувство глубочайшего уважения и восхищения деятельность на благо города Григория Николаевича Прозрителева? Нет и не может быть никаких сомнений относительно Германа Алексеевича Беликова, долгие годы неустанно трудившегося и продолжающего вдохновенно работать над созданием летописи нашего города. В этом же ряду Владимир Георгиевич Гниловской, Павел Моисеевич Гречишкин, Виктор Григорьевич Фоменко, Василий Александрович Скакун.

…Все желающие занять кресла в краевом парламенте, согласно избирательному закону, обнародовали сведения о своих доходах. Некоторые суммы просто потрясли. Но я лично не слышал, что кто-то из народных избранников «отстегнул» из своего кармана на какое-либо доброе дело в порядке благотворительности. Или все делается без афиши? Но чего стесняться? Ведь ни для кого не секрет, что «богатое сословие» уже сформировалось, в том числе и в нашем городе.

С тех пор как в Ставрополе стал проводиться День города, стало своеобразной традицией приурочивать к этому празднику и присвоение звания. Наверное, традиция не будет нарушена и в нынешнем году, тем более что этот день напрямую связан с круглой датой - 230-летием Града Креста. Не обесценить бы это дело!

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ