00:00, 21 апреля 2007 года

Учебники – уже не авторитет

Исследование проводилось на протяжении пятнадцати лет, в нем принимали участие дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Большой срок, потраченный на опросы, позволил социологам увидеть изменение информационных проблем и предпочтений подростка в процессе его взросления. Ниже мы представим отдельные результаты исследования. Они помогут вам в некоторой степени проанализировать и свое отношение к современной информации, ее источникам.

Так, неудивительно, что в свободное время более пятидесяти процентов юных россиян пользуются Интернетом. Причем именно «интернет-дети» в большинстве случаев более активны и общительны: они чаще ходят в кинотеатры, театры, музеи, на концерты, чем их сверстники, не имеющие доступа к сети. Среди других занятий – конечно, традиционный просмотр телепередач, межличностное общение, компьютерные игры.

Как показали ответы подростков, основной объем информации они получают в процессе общения друг с другом. На втором и третьем месте – родители и учителя. Остальными источниками являются СМИ, книги (но отнюдь не учебники), Интернет-пространство и объединения по интересам. Правда, здесь данные немного различаются в зависимости от пола и возраста. Так, личное общение, СМИ и книги чаще используются девочками, а вот для парней более значимы компьютерные и Интернет-источники. А чем старше становится подросток, тем быстрее теряют для него авторитет взрослые, особенно учителя. Также установлено, что сельские школьники читают больше книг, чем подростки-горожане.

Информацию о СПИДе и наркотиках дети получают преимущественно из телепередач. В этом отношении, ученые говорят, заметно усилилась роль школы: если в начале девяностых годов в некоторых учебных заведениях лекции о вреде наркотиков были редкостью, то теперь такой профилактикой уже никого не удивишь.

На вопрос «Нарушаются ли права детей на получение информации?» четверть опрошенных ответили, что сталкивались с отказом в предоставлении данных. Он в первую очередь исходит от родителей и учителей и касается внутрисемейных ситуаций, критериев школьных оценок, оснований для поощрения и наказания.

Вопрос о власти. Откуда подростки узнают о ней? Для абсолютного большинства чуть ли не единственным источником становятся средства массовой информации. Причем юные россияне при ответе на этот вопрос настаивают на том, что хотели бы лично пообщаться с представителями власти или хотя бы вести переписку.

Как подсчитали исследователи, юные россияне (а это четвертая часть населения всей страны) полагают, что они практически лишены той информации, которая им требуется. А ведь именно непрерывно получаемая информация к 15-16 годам окончательно формирует интеллект подростка. В результате недостатка нужных знаний подрост-ки замыкаются в той или иной субкультуре. А это, как известно, иногда довольно опасно, потому что ведет к взаимному непониманию поколений и отчуждению детей.

Всем читателям «ТЭ» мы предлагаем высказать свой взгляд на проблему влияния информации на подростков. Ждем ваши письма по адресу: 355035, г. Ставрополь, ул. Спартака, 8, редакция газеты «Ставропольская правда». На письмах делайте пометку «Тинейджер-экспресс». e-mail: ulau@stapravda.ru

* * *

Безусловно, все рассуждения по поводу образа жизни, а точнее, уже и образа мысли современной молодежи основаны не на пустом месте. Все дело в том, что сегодня появилось множество соблазнов, и чего тогда удивляться, что дилемму, как провести время - с пользой или без, сменила другая - какой именно из всех соблазнов выбрать в свободные минуты.

Корреспонденты «ТЭ» провели собственный блиц-опрос среди ставропольских подростков. Конечно, он ни в коем случае не претендует на научную достоверность. Однако результаты весьма занимательны, правда, они практически не отличаются от общих выводов социологов, изложенных выше.

Так, в ответе на вопрос «Откуда вы получаете основную часть необходимой информации?» практически все опрошенные ставропольские подростки назвали в первую очередь родителей и знакомых. Далее в рейтинге следовал Интернет, только потом традиционные СМИ и прежде всего - телевизор. Про книги же упомянули всего несколько человек из ста опрошенных. Кстати, вопрос «Телепередачи – это прежде всего развлечение или источник полезной информации?» не повлек разнобоя в ответах. Современные школьники были абсолютно солидарны друг с другом, отметив, что за телевизором проводят свободное время, только чтобы отдохнуть, а не получить конкретную информацию. Выбор передач соответственный, то есть предпочтение отдается развлекательным программам и каналам. Более разнообразные ответы вызвал аналогичный вопрос об Интернете. Однако нетрудно предположить, что среди целей его использования были названы традиционные: получение учебной информации, знакомства, форумы и чаты, игры и т.д. Причем учеба и «букет» развлечений здесь соседствуют примерно в равных пропорциях по времени: то есть на поиск рефератов и докладов уходит примерно столько же часов, сколько и на непринужденное времяпре-провождение.

Кстати, некоторые взрослые считают, что приучать школьников быть в курсе событий в стране и мире надо чуть ли не насильно. Так, одна моя школьная учительница, чтобы хоть как-то заинтересовать нас, придумала «событийную пятиминутку». В начале ее уроков каждый присутствующий должен был назвать хотя бы три основных события, произошедших в мире за последние сутки. Знаете, помогло. Дух соперничества сыграл свою роль, и просмотр вечернего выпуска новостей стал для нас неотъемлемой частью каждого вечера. Привычка сохранилась и по сию пору.

Татьяна САДЧИКОВА