00:00, 4 апреля 2007 года

Сохранили себя для России

Экспозиция дала ставропольцам возможность ближе познакомиться с историей, документальными источниками, фотографиями, предметами быта, домашней утварью, образцами традиционного костюма казаков-некрасовцев.

Некрасовцы - потомки донских казаков, тех самых, что в начале семнадцатого века участвовали в восстании под предводительством Кондратия Булавина и Игната Некрасова, эмигрировали в Турцию. Там они и жили более 200 лет!

- И сумели сохранить язык, культуру, необычайно своеобразный фольклор, - рассказывает старший научный сотрудники музея Наталья Гришина. - Это сказки, былины, песни, напевы, хороводы... Слова песен у них, как правило, простые, незатейливые. А вот костюмы наоборот - яркие, пестрые, оригинальные. Особенно у женщин... Это мы и постарались отобразить в нашей экспозиции.

В женском одеянии некрасовцев действительно почти все цвета радуги! И это не случайно: они верили в силу цвета и наделяли каждый каким-то определенным магическим свойством. Праздничные одеяния отличались от будничных более дорогой тканью. Женский наряд традиционно надевали в такой последовательности: сначала - рубаху, балахон (нечто вроде сарафана), потом - завеску (фартук). На голову обязательно сначала повязку, сочетающую оранжевый и черный цвета, а затем платок, завязывающийся вокруг шеи. На платок прикрепляли украшения из бисера и ракушек.

Мужской костюм, в отличие от женского, достаточно прост. Это белая рубаха и белые (иногда синие) порты (брюки). Рубаху подпоясывали тонким поясом из шерстяной нити. В праздник надевали рубаху с вышивкой (настоящее произведение искусства!) и порты красного цвета. Верхней одеждой служил бешмет.

Обувь шили из шкур крупного рогатого скота. Помимо распространенных у некрасовцев различных украшений из бус, бисера и ракушек популярны были самодельные тряпичные куклы, служившие своеобразным оберегом дома. Даже пятилетняя девочка могла смастерить себе куклу и сделать это довольно ловко и мастерски.

Так и жили казаки-некрасовцы, передавая из поколения в поколение национальный колорит через костюмы, обряды, традиции. Но как же им удавалось сохранять самобытность на территории чужой страны, не поддаваться влиянию турецкой культуры, не впитывать в себя турецкие обычаи и порядки? Помогали так называемые «Заветы Игната». Например, запрещалось близко общаться с турками, правда, и ссоры с ними не одобрялись, а общение было возможно только по необходимости - по торговым, военным делам, уплате налогов. В случае войны казаки должны были выступать на стороне турок, но подчиняться своему атаману. Брак мог заключаться только между членами общины. Нельзя было покидать общину в одиночку. Таким образом, казаки в Турции существовали как некое отдельное «государство», закрытое для чужаков.

Со временем они начали постепенно возвращаться на историческую Родину. В 1962 году основную массу некрасовцев принял Левокумский район. Им предоставили жилье, работу, оказали материальную помощь на обустройство. И опять закрутилась, завертелась жизнь, со своими - уже новыми - проблемами. Но теперь казаки были на Родине, чувствовали поддержку земляков. И, вписавшись в уклад современной России, продолжали заниматься творчеством - пели песни, водили хороводы, рассказывали былины, создали ансамбль «Некрасовские казаки», впоследствии ставший лауреатом многих творческих конкурсов, в том числе международных.

Так и живут некрасовцы сегодня, своей судьбой доказывая, что русский человек - свободный, неодолимый человек! Мы можем гордиться такими земляками. И бесконечно любоваться образцами их яркого, сочного творчества.

Евгения КРЕТОВА