00:00, 10 марта 2007 года

Деньги лучше не брать

- Виктор Иванович, с какими сложностями пришлось столкнуться при организации выборного процесса, и все ли проблемы решены?

- Сложностей как всегда было много. Лишь один пример. Закон требует проведения конкурсов и публикации котировок цен для определения изготовителей бюллетеней и другой печатной продукции, закупок оборудования и даже расходных материалов для избирательных участков, вплоть до канцтоваров. Но в условиях сжатых сроков соблюсти эти требования крайне сложно. Нам пришлось обращаться в правительство края для определения, в порядке исключения, изготовителей всей необходимой продукции, поскольку проведение конкурсов могло привести к нарушению сроков выполнения заказов.

С каждым годом становится все сложнее подбирать помещения для участковых избирательных комиссий и для голосования, поскольку сокращается количество площадей, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, усиливаются требования пожарной и иной безопасности, которым должны соответствовать эти участки.

- Изменится ли процедура подсчета голосов, и какую роль в этом сыграют информационные технологии?

- На Ставрополье процедура останется прежней, хотя в ряде регионов (Дагестане, Орловской области) будет применяться электронный подсчет голосов с помощью сканеров бюллетеней и сенсорных мониторов. Для информирования о ходе голосования и подсчете голосов эти сведения будут размещаться в режиме реального времени в Интернете на сайте избирательной комиссии края www.stavropol.izbirkom.ru.

Кроме того, будет действовать подсистема ГАС «Выборы» «мобильный портал». Каждый желающий может подписаться на SMS-услугу у своего оператора сотовой связи и получит на свой телефон данные протокола интересующей его избирательной комиссии любого уровня. Наблюдатели, представители избирательных объединений и кандидатов могут сверить данные копий протоколов на бумажном носителе, полученных в избирательных комиссиях, с данными мобильного портала. Таким образом, суммирование числа голосов избирателей становится прозрачным и для участников избирательного процесса, не имеющих доступа к Интернету.

- Можно ли исключить возможность подтасовок и фальсификаций результатов голосования в целом по краю и на отдельно взятом участке?

- Полностью исключать такую возможность я бы не решился. Однако члены избирательных комиссий с помощью многочисленных наблюдателей приложат все усилия для обеспечения соблюдения избирательного законодательства, и тем более, недопущения фальсификации итогов. Помимо почти 13 тысяч членов избирательных комиссий за ходом выборов будут следить свыше 10 тысяч наблюдателей, представителей избирательных объединений и кандидатов. В день голосования будет организовано дежурство органов внутренних дел, прокуратуры, судов. Их контактные телефоны имеются во всех избирательных комиссиях и на участках.

- Многие политологи называют завершающийся предвыборный марафон самым грязным и скандальным в истории Ставропольского края и даже одним из таковых в стране. Разделяете ли вы такую точку зрения или подобные оценки преувеличены?

- Безусловно, эта избирательная кампания заметно отличается от предыдущих и в первую очередь своей агрессивностью. Мне это чем-то напомнило «майдан» на Украине. Все мы стали очевидцами достаточно жесткой и циничной войны компроматов, обливания друг друга грязью и порой самых ярких проявлений «черного пиара».

Предвыборные штабы применяли как старые, так и новые грязные политические технологии, но на этот раз в них вкладывались гораздо большие денежные ресурсы. И на выборах в Государственную Думу России в декабре этого года, думаю, стоит ожидать еще более жесткой и изощренной тактики ведения политической борьбы.

- Эта выборная кампания проходила по новым правилам. Насколько действенным было запрещение критики политических оппонентов в телевизионных агитационных роликах, а также ужесточение ответственности за проявление экстремизма?

- К сожалению, многие из этих нововведений были сделаны всего несколько месяцев назад и не имеют не только достаточной, но правоприменительной практики вообще. Так что суды и другие правоприменители толкуют их по-разному. Но, уверен, к федеральным выборам опыта будет уже достаточно.

- Могли бы дать оценку работы в ходе нынешней кампании ведомствам, которые по роду деятельности должны следить за соблюдением закона: кто сработал хорошо, а кто откровенно не справился с обязанностями?

- Пусть выводы об эффективности деятельности правоохранительных и иных органов и структур делают сами избиратели, которым, как никому другому, видны все нюансы выборного процесса. Что касается краевой избирательной комиссии, то перед нами совместно с блюстителями закона стояли определенные задачи по обеспечению избирательных прав граждан, и выполнение этих функций мы будем оценивать уже после выборов.

- Виктор Иванович, на этой неделе во время поездки в Дагестан, отвечая на вопрос журналистов о возможных попытках подкупа избирателей, председатель ЦИКа Александр Вешняков сделал неожиданное заявление: «Если вам предлагают деньги – берите, но за этих негодяев не голосуйте». А что вы посоветуете делать гражданам в подобных ситуациях?

- Вопрос о том, брать или не брать деньги, – больше морально-нравственный. Голосование – личное дело избирателя, и, как ему поступать, каждый должен решать самостоятельно. Важно понимать, что голос – не сиюминутный товар, который можно выгодно продать и забыть об этом. Жизнь обычно не прощает такой беспечности, и поступок может весьма неприятно аукнуться в ближайшем будущем – ведь тот вред и, возможно, ущерб, который принесет недобросовестный и некомпетентный представитель власти, окажется несоизмеримо большим, чем те несколько сотен рублей, которые получит избиратель за свой голос. А лучше всего, если вам предлагают заплатить за выбор того или иного кандидата или партию, сразу обращайтесь в соответствующие органы, чтобы эти «благодетели» ответили за свои действия по закону.